На выходные в прошлое






Если в Первомайский сельмаг зачастили римские легионеры, значит на Федюхиных высотах начался военно-исторический фестиваль.

В Севастополе он проводится второй раз. В нескольких километрах от города, на окраине поселка Первомайка, раскинулся палаточный лагерь участников. У каждой эпохи своя территория. Прогуливаясь по дорожкам, плавно перемещаешься во времени: побывав в Древней Руси, отправляешься в средневековую Европу, потом можно попасть в античность или в 19 век.
Возле палаток столики и павильоны. Люди в костюмах либо занимаются своим делом, либо беседуют с любопытными пришельцами из современности, объясняя им, какие предметы использовались в старом быту, что одевали, каким оружием сражались. Здесь же можно увидеть ремесленников за работой, услышать звучание древних музыкальных инструментов и обучиться средневековым танцам.

На людей в костюмах неизбалованные зрелищами севастопольцы смотрят с интересом и легким недоумением. Кто-то считает их энтузиастами, кто-то чудаками. Сами они называют себя реконструкторами. Мнение окружающих их не очень беспокоит – они увлечены своим делом –воссозданием быта и культуры ушедших времен




9 дней – 9 видов программ посвященных разным эпохам мировой истории. Большинство зрителей приходит сюда, чтобы посмотреть инсценировку сражений, когда люди в форме воспроизводят фрагменты исторических битв. Каждый день на специально огороженном поле кто-то с кем-то сражается: то римляне, то крестоносцы, то наши с немцами…А пока не разыгралось главное событие, реконструкторы демонстрируют жизнь и быт разных эпох.




Интересно побродить среди столиков и декораций. Послушать рассказы, узнать занимательные факты.

На средневековой площадке из досок возводят какое-то сооружение. Оказывается – это подъемный кран, и строят его по чертежам Леонардо до Винчи.




Сбоку от крана неспешно работают кузнецы.




А вот две девушки в костюмах средневековых горожанок. Рядом с ними столик, заваленный разной мелочевкой. Это Диана Милко из Сергиева Посада и ее приятельница Снежана демонстрируют тогдашние предметы быта.




-Хотите понюхать итальянские духи? –Диана наносит слушателям на запястья чуток желтоватой жидкости из стеклянного флакона и предлагает отгадать ароматы каких растений улавливаются в букете. Запах своеобразный, чуть пряный и терпковатый. Оказывается это сосна и зеленый апельсин.

Демонстрация средневековой косметики вызывает оживление среди женской аудитории.

-А вот средство ухода за губами! - публике показывают плоскую желтоватую лепешку - Можно отщипнуть кусочек и испробовать на практике.

Отщипывают, пробуют. Точь-в-точь, как наша гигиеническая помада. Состав: воск, масло кунжута, масло облепихи и никаких стабилизаторов, загустителей, консервантов и красителей. Впрочем нет, красители были.




Рядом, на столике, жестянка размером с наперсток. В ней бледно-розовая масса – губная помада. Средневековые обыватели были убеждены, что порядочные женщины не красятся, потому косметику употребляли тайком. Разумеется, и цвета делали приближенные к естественным. Красителя добавляли чуть-чуть, самую малость. А добывали краску из достаточно малосимпатичного сырья - так называемого червеца - маленьких насекомышей-вредителей. Многие, наверняка, слышали такие слова, как «кармин» и «кошениль». Кошениль – это и есть тот самый червец, а кармин – получаемая из него краска. Сначала в Европе получали кармин из местной кошенили или из привозной армянской. Но с 16 века на смену ей пришла мексиканская кошениль, которая и крупнее была и цвет давала более интенсивный. Кстати, от червеца происходят старые славянские слова, сохранившиеся ныне в украинском языке - червоный (красный) и червень - название месяца июня. В этом месяце червеца собирали.
Кармин добавляли к тем же маслам и воску и получалась превосходная помада. Вот только до тюбиков тогда не додумались и наносили ее пальцем.

Дамы, которых репутация не волновала, могли заказать помаду и с большим содержанием червеца. Но таких дам было не очень много –времена стояли довольно ханжеские. Подтверждение этому следующий предмет. Сначала может показаться, что это карманные часы или медальон – две складные половинки, диаметром не более 3 см. Раскрываешь и обнаруживаешь внутри два зеркальца. Но почему такие маленькие?. Как смотреться в зеркало размером с пятак?! А вот так и смотреться! Нечего собой любоваться, гордыня это, грех! А на обратной стороне зеркальца еще и лики святых изображали, чтобы окончательно устыдить кокеток.




Вот еще интересная штучка, весьма декоративная. К ней подвешивались ключи. Сама ключница закреплялась на поясе металлической дужкой-клипсой. Лет пять назад в моде были чехлы для мобильников точно с таким же креплением. Рядом лежат маленькие металлические бляшки в виде разных предметов. Это не украшения, а знаки цеховой принадлежности – предшественники современных бейджиков. Они нашивались на одежду, и сразу можно было узнать кто перед тобой. Если изображен котел – кухонный работник, волынка - понятно, что музыкант.




По соседству с девушками наша землячка, реконструктор из Севастополя Александра Юрьевна Кононенко, занимается приготовлением средневекового ужина. Тогдашняя кухня отличалась от современной использованием большого количества приправ. Те, кто победнее, обильно сдабривал свое варево чесноком и зеленью, а кто со средствами, не скупился на имбирь и черный перец.




Александра Юрьевна занимается реконструкцией уже много лет, по крупицам собирая интересный материал. Все, что находит, сразу же выкладывает нас своей страничке ВКонтакте, делится с товарищами по увлечению

А на площадке Древней Руси проходят мастер-классы. Ремесленники в народных костюмах показывают, как в старину изготавливали разные полезные вещи. Каждый посетитель может попробовать что-то вытворить по забытым технологиям.

Оказывается в древней Руси и в Скандинавии носки и варежки вязали не спицами, и не крючком, а иголкой. Москвичка Надежда Вдомина обучает всех желающих этому старинному рукоделию.



Если вы раньше держали в руках крючок или спицы, то техника не покажется сложной. Иголка используется большая, костяная или деревянная, плоская и не острая. Ее берут в правую руку. Из кончика вдетой в иглу нити формирую петельку, накидывают ее на большой палец левой руки. Затем, особым образом поддевают иголкой нить, формируя новую петлю. Ее так же накидывают на палец, а предыдущую, наоборот сбрасывают. И так, пока не будет связано все изделие. Пока вы неуклюже но старательно пытаетесь следовать указаниям мастерицы, Екатерина рассказывает об истории ремесла. Игольное вязание очень архаичная техника, появившаяся задолго до изобретения крючка и спиц, и распространенная у многих народов. Её знали в Египте за много веков до нашей эры, а в Европе она появилась в 9-10 веках. Викинги, и древние русичи ходили в носках связанных иголкой. В скандинавских странах и в глухих деревнях на севере России игольное вязание сохранялось вплоть до 19 века. Сейчас эта техника известна под названием осло-стич. Отличие полотна связанного иголкой, от обычного трикотажа в том, что его нельзя распустить, потянув за кончик нити.

Рядом другая рукодельница учит плетению на вилке.



Очень похоже на то, как теперешние девчонки плетут браслеты из резинок - петельки точно так же надевают и скидывают с рожков. Но материалом служит цельная нить, а вилку в процессе плетения вращают. Получается длинный шнурок. Так можно было сплести поясок или очелье – ленту, которую славянские и скандинавские девушки обвязывали вокруг головы. По бокам на очелье крепились височные кольца. Получалось очень декоративно.

Очелья чаще делали ткаными. Чтобы соткать тонкую полоску не требовался большой станок. Его заменяли сложенные пачкой квадратные дощечки с отверстиями по углам. Так же ткали и пояса. Пояс был обязательным элементом древнерусского костюма. Да и не только древнерусского. У многих народов считалось, что появиться на людях без пояса, все равно, что в исподнем. И до сих пор в нашей речи слово «распоясаться», означает крайнюю степень разнузданности.

А чуть дальше делают бусины. Камушки, как их тогда называли.



На земле стоит странное сооружение - узкогорлый керамический горшок, обложенный камнями. Сбоку он соединяется с мехами, нагнетающими в горшок воздух. Внутрь горшка насыпают уголь, поджигают, а постоянный приток воздуха позволяет довести температуру пламени до 900 градусов. Мастерица берет металлический прутик, кончик которого обмазан глиной. В другой руке у нее стеклянная палочка. Как только стекло оказывается над вырывающимся из горшка пламенем, оно на глазах начинает размягчаться и плавиться. Несколько точных движений и податливая стеклянная масса обматывается вокруг металлического прута.




Еще несколько секунд заготовка оплавляется в огне. Вот бусина и готова. Теперь ей предстоит 40 минут остывать. А потом ее можно будет легко снять со стрежня. Глина не позволяет стеклу прилипнуть к металлу.

…На фестивале 5 площадок. На каждой не менее 10 столиков, где что-то происходит, что-то рассказывают, чему-то учат. События очень динамичны, картинка меняется ежедневно. Как все описать в одной статье? Да и нужно ли? Лучше уж читателю превратиться в зрителя, оторваться от компьютера и самому отправиться на Федюхины высоты.
Не успели в этом году? Запланируйте на следующий. Так и запишите в ежедневнике: «Сентябрь 2016 года. Посетить военно-исторический фестиваль».

7
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.