Монголия – свобода в квадрате

Монголия – свобода в квадрате!

Для задерганного и закруженного как заяц информационными потоками жителя мегаполиса Монголия - это даже не страна…Это огромный СПА-материк, который снимает симптомы суетливости и выметает из головы весь мусор. Жизнь здесь, с одной стороны, притормаживается – просторы, величие, разреженный воздух, жизнеутверждающая нищета... И в то же время несется так, что к вечеру уже не помнишь, откуда стартовал утром. Добро пожаловать в мир бездорожья и кизяка!

КПП «Ташанта» (пер. Дурбэт 2481) – пер. Оботын-даба (2643) – г. Баян-Ульгий – с. Дэлюн -пер. Хара-Гобийн-дава (2609) – река Буят-гол– руч. Бургедтэйн – пер. Бургэдтэйн-дава (3028) – пер. Шиврийн-дава (2648) – г. Ховд – с. Эрдэнэ-Бурэн – р. Биту-Эргийн - массив Цамбагарав (4008) –пер. Хошат (2561) – пер. Буратын (2649) – оз. Толбо-нур – г. Баян-Ульгий – оз. Ачит-нур – пер. Байрам (2552) – оз. Урэг-нур – пер. Улан-дава (2000) – КПП «Хандагайты» - Тува: пер. Арзайты (2227м), пер. Коче-Даба (2400м), пер. Халун-Даба (2279м), пер. Хаара-Гоби (2393м), пер. Ак-Дыр (2472м), пер. Хапши (2615м) – с. Кызыл-Хая – река Моген-Бурен – пер. Бугузун (2581)- Республика Алтай и Алтайский край: река Бугузун – с. Кош-Агач

Таким образом выглядел наш маршрут. Команда из девяти человек на восьми единицах техники за 10 дней кочевой жизни прошла 1800 км по горным тропам Монголии и республики Тыва. И это было незабываемо!

 


Если и есть страны, созданные для путешествий на квадроциклах, то Монголия возглавляет их список. Если и есть техника, созданная для путешествий по Монголии, то это квадроциклы. Особенно если речь идет о высокогорном рельефе северо-западной части этой страны – Монгольском Алтае, буквально нашпигованном материалом для подвигов. В прошлом году команда российского CFMOTO клуба уже проходила по этим местам маршрутом пятой категории сложности. Как результат – море эмоций, выполненные нормативы КМС и первое место на Международных соревнованиях по спортивному туризму. Опьяненные прошлогодним успехом в этом году мы загадали себе маршрут высшей 6-ой категории сложности с тремя определяющими сложность прохождениями. Пересечение хребта Монгольский Алтай руслом реки Буянт-гол, название которой полностью соответствует сути этой мощной воды. До сих пор никем не взятый массив Цамбагарав (4148 м), вход на вершины которого укрыт царскими ледниками. И перевал с одноименной рекой Хархираа – на этих даже со спутников смотреть тревожно. Загадали, забыв, что в стране Монголия этого категорически нельзя делать. Здесь работают другие правила. Здесь нельзя искать логику. Здесь нужно жить и дышать в ритме заданном ее величеством Природой. Здесь все удается, даже если ничего не удалось. Наслаждайтесь моментом и ничего никогда не планируйте!

 


Чтобы напомнить нам эти простые истины монгольский бог случая с самого начала перетасовал все карты, чтобы вышибить из непутевых голов само понятие – планы. Нитка маршрута корректировалась ежедневно и ежечасно. Иногда на нее влиял фактор погоды, которая то рыдала, то куксилась дождем, гневилась градом, ошпаривала солнцем, лишь бы не остаться равнодушной. Другая причина - технические обстоятельства, которые в длительной экспедиции всегда имеют место быть в виде прорванного колеса, оторванного привода, отвалившегося глушителя и прочих напастей. Третья причина тоже имелась – жажда подвигов и готовность к ним не всегда соразмерны друг с другом, это факт.

 


Очень красноречиво отражает суть происходящего спонтанное название экспедиции - яилогноМ тумизАрбозеБ. Одухотворили на него печатники, отзеркалившие по недогляду на нескольких командных джерси логотип БезобрАзимута, под эгидой которого происходят все самые яркие наши приключения. И в один прекрасный момент Юра промычал: «Абырвалг!!!». Точнее: «Яилогном Тумизарбозеб!». Мы сначала, было дело, подумали – спятил. Потом решили – просветлел и по-монгольски «замог» – тут бывает такое. А раза с третьего осенило – читать научился. Вот так все ориентировочно через не ту сторону у нас и выходило.



Техника экспедиции – три новых CFMOTO X5 HO EPS, попавших из салона на боевой долгоиграющий тест-драйв, две проверенные в предыдущих боях CFMOTO X8 EPS, два литровых BRP и один на двоих RZR.



Все подвиги мы могли бы слить в самом прямом смысле, если бы решились на первый переход реки. «Таких дождей как в этом году Монголия давно не видела!», - скажут нам потом аборигены. Да и сами мы наблюдали, сколь категорично отличается вечерний и утренний уровни воды - с каждым днем ее полку прибывало.

 


Русло Буянт-гол – это абсолютное бездорожье, береговые каменные террасы сложного рельефа, прижимы, но самое главное огромное количество бродов - пять десятков переправ с берега на берег! Мы четко понимали, что переправившись единожды по течению, обратной дороги против него не будет – Буянт-гол несет свои воды достойно. И что будет за очередным перегибом, где точка невозврата?.. Мы топтались тут долго, замеряли скорость, доставали и убирали камеры, закидывали и вытаскивали Гену (ну просто у него одного с ростом и завещанием полный порядок), но приняли единственное верное решение - тема водных подвигов в этом сезоне закрыта.



Но для удовлетворения спортивных амбиций здесь есть горы! В частности – мощный горный массив Цамбагарав, что в переводе на русский означает «Цамба вознесся». По легенде живущих здесь монголов-олетов некогда человек по имени Цамба поднялся на вершину горы и исчез. Нас это не насторожило и пошли мы на 4008. А на четыре ходить всегда весело – сначала горные серпантины, уникальные гряды скал-бородавочников, долины, а потом вход в большие в горы и все – троп нет, курум от крупного до очень крупного и вся надежда на штурмана и погоду. Последняя крутилась как юла – нагоняла туманы, изрыгала тучи, шкуродерила градом и всеми возможными способами скрывала верхушку нашего подвига.

 


Ночевка на 3500 оставила самые пиковые воспоминания – тут не хотели работать не то что тела, вошедшие из-за разреженности воздуха в противофазу с приказами разума, но и паяльные лампы задыхались. Зато акклиматизировавшись, на следующий день бодро пошли на штурм. Для начала предстояло преодолеть крутую гряду курума, переваливаясь по которому техника напоминала нажравшегося косолапого, у которого при подъеме одной стороны тела, другую боковину качественно заносит от заданной траектории. Сунулись в одну сторону – поняли, что не пройдем. В другую – с трудом, но заскочили. Первопрохождение такая вещь захватывающая – никогда не знаешь, что откроется за новым изгибом. Карабкаемся наверх, снега все больше, видимости все меньше. Наконец встаем на белое полотно ледника – по его огромному дразнящемуся языку предполагалась финишная прямая до макушки. Что о себе думает этот ледник? Сползает он или пульсирует? Кто его знает. Но то, что живет своей отдельной жизнью - вне сомнений. Стоишь в эпицентре белой пучины. Картина меняется только на небе. Справа-слева-вокруг все одно – обжигающая ослепляющая белизна. Под ногами журчит речка и очень не по себе от непонимания, какой слой тебя разделяет от горного подледного потока в вечность.



В идеале мы рассчитывали, что ледник укрыт слежавшимся прошлогодним снегом, по которому есть шанс дойти до фирна, то есть до многолетнего плотно слежавшегося снега, который представляет собой промежуточную стадию между собственно снегом и глэтчерным льдом – конечным продуктом превращения снежного покрова в горах. Но нет – наши планы нарушил качественный свежий июньский снег, пройти по которому на квадроциклах не представлялось возможным.

«Вы были в шаге от победы, но в миле от удачи!», - заметит, посмотрев на фото и трек, наш проводник. Ну да что делать… Огляделись, увидели через грозовое облако соседнюю вершину 3700, «сбегали», взяли ее, и остались почти довольны, окончательно вычеркнув из своего лексикона слово «планирование».

 


Конечно, Монголия это не только арена для подвигов. Здесь можно найти колоссальное количество менее экстремальных, но не менее забываемых наслаждений – потрясающей красоты озера, рыбалка в ледяных горных реках, скоростные прохваты по монгольским прериям, погони за рыжими сурками и мелкокалиберными сусликами, огромное нависающее солнце. А главное - тотальное ощущение свободы в первозданном виде. Эта удивительная страна обладает магнетическими свойствами для тех, кто хочет удрать от цивилизации на край земли. Он здесь! Поэтому есть шансы, что мы вернемся сюда еще и еще раз. Конечно, на квадроциклах. Как альтернатива им на высокогорье выживают только сарлаги. Кстати, Тыва тоже оказалась удивительной красоткой – но это уже совсем другая история…

 
13
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Катерина Корицкая
0
Покоряет первозданная красота! Замечательный репортаж!)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.