Монастыри Русского Севера

На Пасху 2-3 мая мы совершили паломническую поездку в Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь. Я пытался понять, зачем современным людям нужны святые люди.



В 1974 году после окончания восьмого класса я проводил летние каникулы на берегу реки Свирь. На меня тогда настолько сильное впечатление произвела живописная суровость этих мест, что на следующий год летом я самостоятельно приехал на Свирь. Приехал, чтобы пожить в лесу у живописной реки. Я долго в одиночестве бродил по берегу и думал о том, как, наверное, было бы здорово жить отшельником в этих прекрасных местах. О том, что здесь когда-то жил святой Александр Свирский, я тогда не ничего не знал.

В 2006 году праздновалось 500-летия Александро-Свирского монастыря. Монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле на берегу Рощинского озера.

Монастырь был основан преподобным Александром Свирским в конце ХV столетия в глухом Олонецком крае. Известность монастырь приобрёл среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди благодаря благочестивому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и богомольцы, ищущие молитвенной помощи.

Ещё при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский.

Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Сейчас комплекс признан памятником архитектурных строений XVI-XIX веков.

Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян. Нетленные мощи святого увезены.

В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, инвалидный дом и детский приют. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница.
Восстановление обители началось лишь в 1997 году.

Кто же такой он – русский православный святой Александр Свирский?

В 1448 году в приладожском селе Мандеры, на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье крестьян Стефана и Вассы родился сын. Мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия. При рождении сын был назван в честь пророка Амоса. Когда Амос подрос, он был отдан для обучения грамоте, но учился «косно и не скоро».

Подросток Амос был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом. Всё это вызывало беспокойство у матери. Когда Амос вырос, родители хотели его женить. Но юноша воспротивился, желая посвятить свою жизнь Богу.

После знакомства с валаамскими монахами Амосом овладело желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился на Святой остров, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр.

Удалившись на уединённый остров Валаамского архипелага, Александр нашёл пещеру и жил в ней около семи лет. На Валааме теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

Семь лет пребывал Александр послушником в Спасо-Преображенском монастыре. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Но Амос не захотел выйти к нему, передав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом. Отец пытался уговорить сына вернуться домой. Но когда сын отказался, родитель в гневе покинул обитель.

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от города Олонец и реки Свирь. На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келью, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса.

После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы. Сам Бог, явившийся ему в трёх Лицах, беседовал с Ним о том, как создать церковь, как построить монастырь и собрать братию. Затем ангел Господень указал место, где поставить церковь.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрёл боярин Андрей Завалишин. С того времени Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан.

Из любви к безмолвию Александр Свирский уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского.
В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

Братия уговорила Александра стать игуменом монастыря. Но став игуменом, преподобный Александр проявлял ещё большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам пёк хлеб и готовил пищу.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский завещал братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни».
Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

Лично на меня наибольшее впечатление произвело завещание Александра Свирского похоронить его в болотистом месте. Видимо, он не хотел, чтобы его могила была предметом поклонения.

Александр Свирский — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей кончины — через 14 лет.
Но самое удивительно, что тело преподобного Александра не подвержено тлению уже пять веков. Мощи святого были обретены нетленными 17 апреля 1641 года.

20 декабря 1918 года мощи Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».
Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью «разоблачение» святынь. Для этого надо было доказать, что мощи святых — это не нетленное тело, а просто «кучка полуистлевших костей».

В декабре 1918 года была создана комиссия, которая установила: мощи — это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть. Однако в отчёте было написано, что при вскрытии обнаружилось, что «мощи» были сфальсифицированы — заменены восковой куклой.

Долгое время мощи Александра Свирского анонимно хранились в музее Военно-медицинской академии. 28 июля 1998 года мощи святого были повторно обретены. Останки были "идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы (СМЭС) Санкт-Петербурга. ...При этом отмечено, что "естественная мумификация такой высокой сохранности современной науке необъяснима".

Я видел эти мощи во время посещения монастыря 3 мая 2016 года в День обретения мощей. Однако не посмел прикоснуться к ним.



Разумеется, в одном посте я не мог рассказать обо всех святых на Руси. И буду признателен тем, кто дополнит мой рассказ.

Главное заключено в трёх основных тезисах:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.

А по Вашему мнению, ЗАЧЕМ СВЯТЫЕ НА РУСИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
1
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.