Минск. Мемориал "Линия Сталина"



Атлантический вал, линия Салпа, Линия Зигфрида, Линия Маннергейма, Линия Мажино, линия Молотова: в XX-м веке было построено множество систем укреплений, зарыто в землю сотни тысяч тонн стали и бетона.
В поездке по Белоруссии мы побывали на одной из таких линий. Линии Сталина.
Правда в Советском Союзе эти укрепрайоны официально никогда не называли «Линией Сталина». Так их именовала только немецкая пропаганда и западная пресса.

В 1930-х годах пыла построена система узловых оборонительных сооружений, состоявшая из 21 укрепрайона от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря.
Один из них располагался в нескольких десятках километров от Минска, вот туда мы и поехали.



Укрепления находятся на возвышенности, господствующей над равниной, лежащей в западном направлении.



Музейный комплекс состоит как-бы из 2 частей: площадок с образцами вооружения и укреп сооружений в поле с разбросанной вокруг разбитой ржавой техникой.
Впечатление создалось такое, что сюда стащили все что было, все что осталось после войны и было списано Советской армией.
Поэтому цельности экспозиции в голове не сложилось.



Поэтому я решил быстренько взглянуть на хорошо мне известные экспонаты на бетонных площадках, а потом идти в поле.
Большой плюс для меня, что танки не свежепокрашены, как этот "Зверобой" ИСУ-152,



или вот этот "щучий нос" ИС-3.



"Шилка" вот еще под дождем мокнет.



Все. Ушел по полю гулять. Решил вписать я эту набросанную ржавчину в окружающий дождливый пейзаж.



Так вот, своими силами гарнизон укрепрайона был способен вести длительную упорную оборону. Однако мощь укреплённого района многократно возрастает, если, помимо постоянного гарнизона, он усилен так называемым полевым заполнением.
В каждом УР помимо постоянного гарнизона желательно иметь ещё и стрелковую дивизию, а лучше — стрелковый корпус.
При таком взаимодействии долговременные огневые сооружения с постоянными уровскими гарнизонами являются стальным каркасом полевой обороны войск.



Внутри укреплённого района располагаются полковые, дивизионные, корпусные склады и хранилища, госпитали, ремонтные базы.
Всему этому больше не грозит опасность внезапно попасть под гусеницы вражеских танков.
Имея свои самые уязвимые органы управления и тылы в укреплённом районе, дивизия или корпус способны наносить мощные удары противнику, выходя далеко за обводы УР.



После присоединения к СССР в 1939—1940 годах Западной Белоруссии, Западной Украины, Прибалтийских республик и Бессарабии — «Линия Сталина» была законсервирована, и примерно на 300 километров западнее стала возводиться новая Линия Молотова.



Несмотря на снятие с постоянного боевого дежурства, «Линия Сталина» сыграла некоторую роль в начале Великой Отечественной войны.
Некоторые из УРов были заняты в начале июля 1941 года приписанными к ним пулемётными батальонами, а также некоторыми из отступавших частей Красной Армии, и оказывали сопротивление противнику от нескольких дней до двух недель.



Наступление немцев на Минск и Заславль по шоссейной дороге, там, где сейчас расположен музей «Линия Сталина», сдерживали красноармейцы Минского укрепленного района артиллерийского полукапонира № 134 и пулеметных дотов № 292 и № 132.



К сожалению, к началу Великой Отечественной войны работы по модернизации «линии Сталина» так и не начались, что позволило немецко-фашистским войскам, в большинстве случаев, без особых проблем ее преодолеть и захватить.



Вместе с тем, нельзя сказать, что укрепрайоны на «линии Сталина» вообще не сыграли никакой роли в Великой Отечественной войне.
Оборона советских войск в укрепрайонах «линии Сталина», несмотря даже на несовершенство сооружений, не приспособленных для отражения атак армии XX века, какой был германский вермахт, несомненно внесла неоспоримый вклад в срыв немецких планов молниеносной войны, заставляя врага на ходу менять планы, привлекать на уничтожение укрепрайонов немалые силы из ударных групп войск, теряя время и темп наступления.

В тексте использовал сведения http://www.diletant.ru/excursions/19632038/
23
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
olga abulhairova
0
Уважаемые! Не Белоруссия,а Беларусь! Белоруссия осталась в советском прошлом.Республика Беларусь! Вот правильное название нашей страны.
Дмитрий Борщевский
Уважаемая, Вы лично и все глубоко уважаемые мной белорусы вольны на своем языке называть вашу страну как Вам хочется. Я лично, пишу тут на русском языке. По русски, у нас тут в России ваша уважаемая мной страна всегда называлась Белоруссией. БелАрусь писать по русски неграмотно, т.к. по правилам орфографии русского языка нет буквы-связки "А", а есть буква-связка "О", которая соединяет два слова "белая" и "русь", т.е БелОруссия.

Вы, белорусы пишите на белорусском языке название моей страны как "Расія", "Расійская Федэрацыя". Ну и пишите, как Вам нравится. Я Вас писать так, как принято у нас не заставляю и Вы пожалуйста не поучайте меня в употреблении моего родного русского языка.
С чего разволновались то вдруг???
По сути репортажа есть что сообщить? Добавить?
Илья Калмыков
Интересная статья. Есть небольшие неточности. К примеру "щучий нос" действительно называли танки ИС-3, но на фотографии танк ИС-8. Это разные машины разных предприятий, разработка обоих танков была начата в 1944, но к ис-8 вернулись только в 1948. У них разное бронирование, разные двигатели, разные характеристики.
Статья была бы интереснее если бы всё до мелочей было бы достоверно изложено.
Благодарю за статью.
Дмитрий Борщевский
Уважаемый Илья, спасибо за отзыв Конечно, достоверно изложить все до мелочей сложно, тем более, что упор я делал на попытки показать красоту белорусской природы со вписанными в нее фактурными ржавыми танковыми останками для передачи настроения.. Согласен с Вами, что "кличку" "щучий нос" изначально получил именно ИС-3, однако наименование "щучий нос" получила и схема лобового бронирования с двумя наклонными лобовыми плитами, накрытыми треугольником сверху и скрепленные усиленным сварным швом. Поэтому, полагаю все танки с такой конфигурацией "лба" корректно называть "щучьим носом". Еще раз спасибо!
Илья Калмыков
По большому счету я с вами согласен. Статья очень понравилась. Даже появилось желание туда съездить. Благодарю Вас за проделанную работу.
Илья Калмыков
Кстати ИС-3 есть на одной из фотографий, снимок сделан от правой части башни виден ствол))
Дмитрий Борщевский
Еще раз спасибо, Илья! А тот кадр - это как бы от лица десантника на броне, смотрящего в сторону противника.  Конечно, от экспозиции хотелось бы большего соответствия моделей периоду 41-45 годов. А то там Ис-3 и Т-54 рядом с "Артштурмом"
Serge Weydenbaum
2
Цитата : " Впечатление создалось такое, что сюда стащили все что было, все что осталось после войны и было списано Советской Армией.

Так точно !
Законченной, отвечающей тем реалиям, экспозицией и не "пахнет".
Неужто устроители этого исторического объекта не консультировались с военными историками, а стащили всю эту "разномастную" технику руководствуясь своими, явно скудными, знаниями  ?

Цитата : " К сожалению, к началу Великой отечественной войны работы по модернизации "Линии Сталина" так и не начались, что позволило немецко-фашистским войскам, в большинстве случаев, без особых проблем ее преодолеть и захватить".

После заключения известного пакта с Рейхом в 1939 г., никакой "модернизации и не планировалось, а наоборот, "ЛС" была демонтирована, а вооружение - снято.
С первых дней войны были попытки использовать отдельные пустые ж/б коробки, но без видимого успеха. По воспоминаниям генералов Вермахта, они даже не "заметили" их.
Минск был
Вячеслав Селезнев
0
классная статья,классное место. кстати,моя фотография сделана именно там. :-)
Дмитрий Борщевский
Да! Спасибо! Я тоже этот Ан-2 фотографировал )
Алексей Сафиулин
Увидеть в живую было бы предпочтительнее, но за рассказа и множество фото огромное спасибо :)
Дмитрий Борщевский
Спасибо! Рад, что понравилось
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.