Кронштадт - морской защитник России

Кронштадт называют морским защитником Петербурга, а значит, и всей России. В Кронштадте в 1890 году родилась моя бабушка Нина Михайловна. Её отец (мой прадед) работал на Кронштадтском морском заводе. У меня даже сохранились фотографии столетней давности, где запечатлено строительство подводной лодки.

Когда я служил шифровальщиком на подводной лодке в Полярном, наши корабли ходили на ремонт в Кронштадт. К сожалению, во время службы мне не довелось побывать в славном городе. Однако недавно, перед Днём ВМФ России, я специально приехал в Кронштадт, чтобы почтить память
погибших моряков в отреставрированном Морском Никольском соборе.



Город-порт Кронштадт расположен на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Население — 43 000 жителей (2010 год).
Остров Котлин представляет собой размытую ледниковую морену. Длина острова 11 км, ширина около 2 км. Западная оконечность затопляется во время наводнений, восточная часть приподнята за счёт подсыпки грунта. Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных.

7 (18) октября 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».
Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город».

С 1323 года остров Котлин служил границей между Новгородской республикой, а затем Россией — с одной стороны и Швецией — с другой. По Столбовскому мирному договору 1617 года остров отошёл к шведам. В 1703 году, когда шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Пётр Первый начал возводить на острове Котлин крепость.

В 1704 году 7 (18 мая) крепость была освящена и названа Кроншлот. Этот день и считается датой основания города Кронштадта. Архитектором крепости является Доменико Трезини.
Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.
В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями, и многочисленных работных людей.

С 1720-х годов Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

В октябре 1905 года в Кронштадте вспыхнуло восстание, в котором принимали участие около 3 тысяч матросов и 1,5 тысяч солдат. 26 октября город фактически оказался в руках восставших, однако отсутствие руководства и дисциплины привело к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. 27 октября прибывшие из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума войска подавили восстание.

В 1921 году 28 февраля на выборах в местные советы не прошли члены партии большевиков. Это событие было квалифицировано в Москве как «Кронштадтский мятеж». Среди требований восставших было обеспечение свободных перевыборов Советов.

Участник восстания С.Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против власти коммунистов для восстановления подлинной власти Советов».

7 марта 1921 года войска под командованием Михаила Тухачевского начали обстреливать Кронштадт. Через 10 дней благодаря применению тактики расстрела не желающих принимать участие в штурме восставшего города и стягиванию большого количества войск правительству большевиков удалось подавить восстание.

«Победители» устроить резню, жертвами которой стали не только матросы и солдаты гарнизона, пленённые с оружием в руках, но и безоружные гражданские жители города, которые в равной степени были причислены к врагам большевистского режима.
К расстрелу были приговорены 2103 человека и к различным срокам наказания 6459 человек.
С весны 1922 началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова.

Однако «кронштадтский мятеж» заставил В.И.Ленина отменить практику военного коммунизма и перейти к Новой экономической политике.
До сих пор в названиях многих улиц сохранились следы идеологии периода «строительства коммунизма».

В годы Великой отечественной войны Кронштадт находился в блокаде, но удерживался советскими войсками. Город понёс большие разрушения. Но малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос.

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы.

Сегодня Кронштадт стал частью Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений.
За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений. Исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть подъёмы воды до 5,4 метров.
7 ноября 1824 года уровень воды в Неве поднялся выше уровня Балтийского моря на 4,21 метра. Наводнения сопровождались человеческими жертвами.
А.С. Пушкин так отразил это в поэме «Медный всадник»:

Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждёт.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?..

Стало ясно, что необходимо принимать срочные меры по защите Петербурга от наводнений. Проект, включающий строительство каменной дамбы поперёк Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами разработал инженер Пьер Доменик Базен.
Проект Базена был гениальным, но опередившим свое время на 150 лет, поскольку технологии той эпохи не позволяли решить такие сложные задачи. Проект рассматривался 30 лет, но ничего, кроме насыпки территории Васильевского острова сделано не было.

Во время наводнения 1924 года вода в дельте Невы поднялась до 3,8 метров. Было принято решение построить Комплекс защитных сооружений по проекту, в основе которого были идеи Пьера Доменико Базена. Однако по решению Сталина строительство было отложено.

В 1972 году мы с матерью ездили на экскурсию в Кронштадт. Туда мы добирались на теплоходе, другого сообщения ещё не было.
Лишь в 1974 году начались предварительные работы по строительству дамбы.
Первый камень Комплекса защитных сооружений был заложен 1 октября 1980 года. А 29 декабря 1984 года остров Котлин соединили с материком технологической дорогой.

В 1987 году я участвовал в программе ленинградского телевидения «Общественное мнение». В передаче обсуждалось строительство дамбы, защищающей Санкт-Петербург от наводнений. Тогда было много сомнений относительно экологичности данного проекта.

В 1987 году стройка была остановлена. Потом Советский Союз распался, а в последующее десятилетие на строительство не было средств.
В 2001 году строительство дамбы, находящейся в 60% готовности, было возобновлено. Через десять лет 12 августа 2011 года Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга был введён в эксплуатацию.

Комплекс защитных сооружений включает в себя не только насыпную дамбу, но и два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами, 25-километровый участок автомобильной дороги (часть КАД), а также двухкилометровый тоннель под Финским заливом.

Президент В.В.Путин сумел найти средства, чтобы достроить дамбу. Но чтобы получить необходимые кредиты, комплекс защитных сооружений стал федеральной собственностью. И теперь можно сказать, что вся Россия защищает Петербург от наводнений.

Я был в Венеции – она постепенно тонет. Был в Амстердаме – его пытаются спасти. А родной Петербург – уже спасли!
Защитная дамба Санкт-Петербурга несколько раз предотвращала затопления в Северной столице. В 2011 году в ноябре и декабре КЗС предотвратила три наводнения с общим возможным ущербом свыше 26 миллиардов рублей.

4-6 июля 2016 года шторм «Святой Иуда» создал угрозу наводнений в Санкт-Петербурге. Предотвращённый ущерб составил примерно 19,2 млрд рублей.
При отсутствии дамбы вода могла бы подняться до уровня 2,6 метра. Могли быть затоплены более 6,7 тысячи зданий: Константиновский дворец, Летний сад, подвалы Эрмитажа, Петропавловская крепость, морской порт, Адмиралтейские верфи, Кировский завод, шесть станций метрополитена.

В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений, с северным и южным берегами Финского залива. Кронштадт стал доступен для автомобилистов, как со стороны Лисьего Носа, так и со стороны Ораниенбаума.



Поздравляю всех с Днём Военно-морского флота России!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
2
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.