Каста имеет значение



6. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
7. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением.
Песнь песней 8:6-7




А вы знаете, что такое любовь? Вы знаете, что такое ревность? Весь западный мир озабочен этими вопросами. Как понять, что это тот самый? Люблю я ее или нет? Это в нашей культуре настолько глубоко и настолько всерьез, что мы не можем себе представить жизнь по-другому. Понимание любви, как чего-то внезапного, абсолютного и всепоглощающего, проросло в нас корнями. Как можно думать по-другому? Однако есть места на этой планете, где представление о любви отлично от нашего на 180 градусов.
Это может показаться странным, но в стране, где находится самая романтичная киноиндустрия мира — Болливуд, любовь понимают совсем по-другому.
Да, Индия уже не та: со времен написания «Камасутры» монахом, ни разу не познавшим женщину и практиковавшим позы на статуях, прошло всего лишь несколько сотен лет. Только 200 лет назад женщины на юге носили сари без верхней кофты чоле — так, что можно было видеть грудь. Теперь все иначе — под мусульманским влиянием сари на севере заменились на костюмы с шароварами и дуппатой — платком, покрывающим голову. Времена изменились, и индийская любовь, казалось бы, осталась только на экранах Болливуда. Но так ли это?
Отношения между полами строго регламентированы. С начальной школы мальчики и девочки учатся в разных классах, в старшей школе не принято ходить на свидания, нет такого понятия, как «встречаться». Конечно, все меняется со временем, но перемены достаточно поверхностны и заметны лишь в больших городах: можно привнести западную моду на Восток, но, чтобы перечеркнуть тысячелетний опыт, требуется немного больше, чем MTV и Facebook.
Часто романтические отношения начинаются уже после свадьбы, ведь в Индии до сих пор основным способом завести семью является брак по договору, где союз заключается не между мужчиной и женщиной, а между семьями. Родители находят невесту своему сыну, жениха — своей дочери. Для молодого человека старше 25 лет каждый семейный праздник, каждое приглашение на свадьбу, день рождения, приношение дара Ганеше, в конце концов, — тайные смотрины. «Как тебе та девушка с длинной косой и бинди?» — шепчет на ухо мама. «Посмотри на Раджу, который стоит в углу, он врач с блестящим будущим!» — подмигивает папа.



Объявления о поиске партнеров можно найти в любой газете и в интернете. «Высокий молодой человек 28 лет, юрист, из хорошей семьи кшатриев ищет образованную девушку 25–27 лет для создания семьи. Каста значения не имеет», — традиционная приписка в конце, однако объявления расположены согласно кастам.
Индуисты со времен прихода индоевропейцев, тех, кого какое-то время назад называли арийцами, живут согласно привнесенной ими кастовой системе. Есть брамины — жрецы и ученые, кшатрии — воины, вайшьи — торговцы, шудры — слуги, составляющие, кстати говоря, большинство индийского общества, и особая группа неприкасаемых — тех, кто находится вне касты, — забойщики скота, кожевенники, иностранцы...
Имеет значение не только каста, пару подбирают таким образом, чтобы ребята подходили друг другу по росту, цвету кожи, ну и, самое главное, благосостоянию. С самого рождения девочки родители начинают собирать приданое, от размеров которого будет зависеть то, насколько успешно она выйдет замуж. После свадьбы невеста перестает быть частью своей семьи и становится частью семьи мужа, которая несет ответственность за ее благосостояние, и приданое — это ее вклад в семейный бюджет.
И дело даже не в том, что жених и невеста могут встретиться только раз до свадьбы. И даже не в том, что определяющим фактором является приданое невесты. Вопрос в том, как молодые индусы соглашаются на жизнь без любви? Почему для них то, что для европейцев является вопросом номер один (люблю ли я его на самом деле?), не имеет никакого значения? Однако все не так просто, индийцы не просто выглядят, они и мыслят не так, как мы.



Какое-то время я преподавала английский в штате Пенджаб, что на севере Индии, где она граничит с Пакистаном. Ученики были того же возраста, что и я, лет 25–27, и, конечно, я не могла не спросить о том, как можно выходить замуж за того, кого почти не знаешь. Современные индийские девушки уверены в том, что браки по договору правильнее и надежнее тех, что по любви. Они приводят статистику: процент разводов среди индусов, которые женятся по договору — 1%, среди европейцев - 60%.
Убедительно? Тогда я хочу привести еще одну статистическую сводку. Каждый день утренний выпуск газеты Hindustan Times ложится на стол любого бизнесмена, продавца, жреца, учителя, правителя, по соседству от чапати и масала-чая. И почти каждый день на 13-й странице в углу можно видеть маленькую заметку о том, что, например, некая Прити Шривастава трагически погибла у себя дома, утонув в ванной вместе с феном. Девушки совершают самоубийства, оказавшись в незнакомой семье, когда родители жениха начинают требовать большее приданое, а после отказа создают невыносимые условия для новой дочери.
Почему так происходит? Где права человека, где развод? А развод на берегу Ганги в Варанаси, куда женщины отправляются с побритой головой в дом вдов, если муж погибнет. Такого понятия, как развод, у индуистов нет. Но если мы посмотрим на страницы истории, не так давно был распространен обычай под названием сати, когда вдова после смерти мужа бросалась в кремационный костер вместе с ним. Последний случай сати, кстати говоря, был зарегистрирован в 2008 году в некой отдаленной деревне. Поэтому то, что теперь они просто отправляются в дом вдов, не так уж и плохо. Без волос, но хотя бы живая.


Вдова из дома вдов в Варанаси

Если девушка, бывшая замужем, по какой-то причине окажется снова одна, то выйти замуж во второй раз у нее в Индии шансов нет. И дело не только в том, что она уже была замужем. Просто у нее не будет больше приданого, а без приданого кто ее возьмет? Поэтому для женщины альтернативы подать на развод не существует.



А как же любовь? Неужели ее совсем не может быть? Почему, может. Если она по правилам.
И тут проблема может возникнуть только в том случае, если молодые из разных каст. Родители моего знакомого были из разных каст: он сикх, она индуистка. Чтобы пожениться, им пришлось убежать из дома, и только после рождения первой дочери и трех лет отсутствия родители приняли их брак. Бывают и другие случаи: например, мама другой знакомой была из касты браминов, а папа — шудр. Они поженились, но семья мамы так и не приняла их брак, и вот уже 20 лет они не общаются, живя в соседних домах.

 
Совсем другая история, когда женятся индус и иностранка. Бывает, что семья лучше принимает невесту из другой страны, чем из низшей касты.



У этой медали есть и обратная сторона. Брак воспринимается не как результат желания, а как обязательство, которое принимают на себя перед семьей. А по словам многих индийцев, часто бывает, что уже после свадьбы приходит любовь. Одного месяца знакомства достаточно, чтобы решить, хочешь ли ты провести жизнь с этим человеком, как сказал один знакомый индиец. Может быть, это правда?


Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — vk.com/myasiatour
[/justify]
37
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Анна К
3
Очень интересный репортаж, спасибо!!
Мария Вдовкина
Рада, что понравился ;)
Olga Pora
2
спасибо ! познавательно и очень увлекательно. всё-таки традиции и культуры Азии - это совсем другой мир.
Мария Вдовкина
Пожалуйста! С одной стороны, другой мир, а с другой - отличия не слишком велики. Люди такие же, а вот окружение накладывает огромный отпечаток, конечно. И даже если вас, допустим, поместить в это окружение, нет гарантии, что через какое-то время вы не станете думать по-другому.
Ягодка Волчья
Спасибо! Прочитала с удовольствием.
TurCanary Роман
1
Спасибо, интересно и познавательно. Удивительное рядом  😎

Всем ДОБРОГО утра!
Мария Гура и Дмитрий Чуфаров
очень интересно! Спасибо!
Андрей Зотов
1
Спасибо,интересно.У меня возникли вопросы.А если например женщина,занимает какой то высокий пост,или ведет бизнес-имеет немалое состояние,и теряет мужа,что тогда? Учитывая дефицит невест в индии -она ведь будет завидной партией? И еще-а как у буддистов или мусульман? Вообще межконфессиональные браки в Индии встречаются? Или это до сих пор нонсенс?
Мария Вдовкина
Спасибо за очень интересные вопросы!Действительно, если все дело в деньгах, то в чем проблема, если женщина состоялась как профессионал и они у нее есть..? Но, скажу вам откровенно, есть две Индии - одна - вестернизированная, та, в которой девушки носят джинсы, по вечерам ходят пить кофе с подругами, а в выходные с молодым человеком в кино. Такая Индия располагается в Мумбае, Дели; возможно, Чандигархе, прекрасном европеизированном творении Ле Корбюзье, да вот, пожалуй, и все. В европеизированном обществе индусы клеймят кастовую систему, говорят о правах женшин и прочих меньшинств. Что касается остальных 90% населения, то это представители традиционного обшества. Да что и говорить про те 10%! Что вы подумаете, если я вам скажу, что на Гоа (который, кстати говоря, является одним из штатов Индии, а не далеким островом в окияне) индианки купаются в одежде?
Мария Вдовкина
Это я к чему? К тому, что женшина в Индии, как правило, не работает. А если она работает, то добивается профессиональных высот годам к 35-40. И, если по "счастливому" стечению обстоятельств, она окажется вдовой в этом возрасте, то ей, пожалуй, нужно искать мужа среди ровестников? А процент разводов в Индии - ниже не придумаешь, 1%. И откуда, при таком раскладе, брать мужа?
Мария Вдовкина
Индийское обшество очень коллективно и регламентированно, не смотря на кажущуюся свободу. И из обшего колеса сансары никто выпадать особенно не хочет. Даже те, кто по определению выпадают из большинства, например, трансвеститы, гермафродиты и просто гомосексуалисты, образуют свой эстаблишмент, о чем, кстати говоря, и будет моя следуюшая статья.
На счет второго высказывания по поводу дефицита невест в Индии - на первый взгляд, женшин действительно меньше - порой их почти не видно на улице. Но, возможно, они просто сидят дома =)
Мария Вдовкина
Если говорить о том, что происходит в индийском обшестве с точки зрения непосредственного наблюдателя, то особого дефицита в невестах, как ни удивительно, нет. Есть брак по договору, в котором, возможно, тебе попадется не самая привлекательная невеста, но, как говорят, бери, что дают. Есть даже переделанный под индийские реалии стишок про любовь и брак: Roses are red, violets are blue, there is arranged marriage waiting for you! От кармы не уйдешь.
Межконфессиональные браки встречаются, но очень редко. И под разными конфессиями имеется ввиду, например, индуистка и сикх, что не так далеко друг от друга. Среди индуистов и буддистов достаточно редко, просто из-за того, что буддистов в Индии почти нет (1,5%), в основном его исповедуют тибетские беженцы.
Мария Вдовкина
Ну а с мусульманами у индуистов очень сложные отношения, и не только из-за индо-пакистанского конфликта, когда, после насильственного разделения одной страны на три ( Индия, Пакистан, Бангладеш) в 1947 году, вырезались целые поезда индуистов, идущие из Пакистана в Индию и мусульман, идушие обратно. Вообше, мусульманское завоевание Индии, пришедшее из Самарканда в 12 веке, не было мирной процессией, а такие вещи нацией, которой около пяти тысяч лет, быстро не забываются.
Алексей Намик
спасибо, прям целое исследование, в штатах бы премию дали. Очень интересно, продолжайте, буду ждать.
Мария Вдовкина
Спасибо! Небольшое продолжение есть в ответах к предыдущему комментарию!
Юлия Худякова
Очень познавательная статья, да и комментарии Ваши, более подробно раскрывающие брачно-отношенченческую ситуацию в индийском обществе, спасибо. Возник вопрос по поводу межкастовых браков: в отношении детей от такого союза существуют какие-нибудь предубеждения? И какой касте тогда принадлежит ребёнок?
Наталия Чиркова
Интересная статья, прочла не отрываясь. Как сказала одна девушка-хинду, работающая в салоне красоты: в основном сейчас женятся по любви. При этом встречаться до свадьбы они не могут. Если только по телефону поговорить. Значит получается, что действительно достаточно месяца знакомства, чтобы понять хочешь ли ты прожить жизнь с человеком или нет. У мусульман еще интереснее: они делают встречу для парня и девушки, где те спрашивают друг друга, что они хотят от супруга и от жизни. После этого принимается решение. Мне интересно только одно: мы, европейцы, годам к 35 начинаем лишь смутно догадываться какого мы хотим партнера (перебрав до этого многих, а с некоторыми проживя в гражданском или законном браке), а вот индусы уже годам к 20 точно знают какой им нужен муж (или жена) и как у них будет все в браке. Так что мы их можем только обсуждать, удивляться или что-то еще. В целом - это другой мир, даже при том, что есть более европезированные города. Менталитет не меняется.
Андрей Зотов
2
Спасибо,Мария! Задал я вопросы не случайно.В последнее время я часто слушаю материалы с www.audioveda.ru (там в основном вайшнавы),где ведический подход к браку и отношениям преподносится как чуть ли не самый лучший(если не единственно нормальный и возможный),а с другой немало информации что родится девочкой в Индии и последующая ее жизнь-мягко говоря не лучшая судьба.Поэтому захотелось узнать мнение человека, живущего в этой среде,более непредвзятый и реальный взгляд.
галина сорокина
У узбеков и таджиков тоже существует брак по договору . Для них это естественно , дети полностью подчиняются воле родителей - это вековая традиция
Дуня Бобрышева
Очень интересно, но шокировало меня больше, чем статья про канибалов-трупоедов. Причем, для меня не столько ужасен брак по договору, сколько невозможность развода. Ужасна полная бесправность.
Elena lunare
2
Спасибо за статью, =) но у Вас как-то все слишком грустно выходит, мне, например, из путешествия запомнились слова о том, что индийцы не понимают что за развод, когда люди не сошлись характерами, как можно не сойтись характерами, если относиться к другому с добротой, уважением и любовью... ))) вот этому современное европейское общество могло бы поучиться. ))) Также знакома с реальной историей русской жены младшего сына сикхов (касты, увы, не знаю), которая смогла завоевать в семье уважение своим трудолюбием и смекалкой.
Виджай Сергунин
0
Интересная статья и снимки хорошие, и конечно же мне очень понравились комментарии к этой статье.
Ольга Короткова
0
Мария, спасибо за статью. Я прожила в Индии 1.5 года и видела совершенно разные отношения между семейными парами, как молодыми, так и прожившими не мало лет. Я лично знакома с девушкой, которая в свои 32 года вышла довольно удачно замуж во второй раз после развода, семья жениха приданное не приняла, еще и подарки ей к свадьбе сделала. Еще одна моя знакомая успешная бизнес-вумен, 20 лет назад вообще сбежала со своей свадьбы с бывшим молодым человеком, которого любила. Пережить это было не просто, но общество ее не отвергло. Также есть примеры и счастливых пар, которые заключили брак по договоренности и живут душа в душу.

Однако, Мария права. Все эти примеры из большого города Мумбаи, где современные нравы схожи с западными. Хотя, там же я встречала и пары, которые были глубоко несчастны в своем браке и страдали от этого всю жизнь.

Я думаю, что все очень зависит от семьи, от того, насколько доверительные и близкие отношения у детей с родителями, а также от самих пар.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.