Как я съездила в тур «Каракольский конный», или Это Алтай, детка… Часть первая

В тур по Горному Алтаю под названием «Каракольский конный» я попала практически случайно. Искала вариант не очень продолжительного путешествия по этой части света — с проживанием «в цивилизации», но при этом экскурсионный, активный. И даже нашла вариант, даже купила путёвку, но группа не набралась, и на эту же дату заезда мне предложили альтернативную версию, мол, «думайте сами, решайте сами». Признаюсь, сначала я отказалась, так как этот новый тур подразумевал запредельный (исключительно в моём понимании, разумеется) аскетизм, а именно проживание в палатках и отсутствие как таковой возможности помыться. Нет, в программе, конечно же, стояла баня — целых два раза за неделю, — но… хотелось бы чаще. =)

В общем, уже имея опыт (и не разовый) проживания в походных условиях и хорошо зная себя, на вопрос туроператора: «Будете перебронировать на "Каракольский конный"?» я ответила твёрдое: «Нет!» Но потом, что называется, призадумалась… Была уже середина лета, и я понимала, что, если не в этот тур, навряд ли до осени смогу поехать куда-либо ещё. Открыла программу, перечитала: пять активных дней, конные переходы по три—пять часов в день, несложные, рассчитаны как для состоявшихся наездников, так и для чайников (вроде меня), вещи везут лошади, то есть умирать под рюкзаком не придётся… Плюс красивейшие виды, мистика Алтая и романтика гор. Не спала всю ночь. А утром позвонила туроператору и согласилась.

Итог: это было моё третье путешествие в этом году, и по переживаниям и эмоциям оно почти затмило (ну хорошо, не затмило, но сияло весьма ярко) Освенцим. Почему? Потому что, как сказала мне наш юморист-инструктор Светлана во время спуска на конях по крутой и скользкой горе: «Не бойся, я сама боюсь. Это Алтай, детка…»

Я не буду расписывать наше приключение подробно по дням и часам, это малоинтересно и всё равно не передаст и части конно-горно-алтайской атмосферы. Опишу лишь основные этапы — для тех, кто захочет повторить сей вояж, плюс дам несколько самых дельных, на мой взгляд, советов. И конечно же, разбавлю это дело сюжетами-вставками по теме.

Итак, чтобы добраться к собственно началу маршрута, пришлось преодолеть немалый и нелёгкий путь: сначала на автобусе из Новосибирска ночь ехать до места высадки (села Элекмонар), а затем на «супермашине» (фото внизу) ещё пару часов до непосредственно конной базы. Почему именно на «супермашине»? Потому что по бездорожью, а местами и вброд. Инструкторы предупредили сразу же: уберите вещи с пола повыше — может слегка заливать — и найдите три точки опоры… В итоге выиграли те, кто совету внял и точки эти нашёл, потому как бросало и колбасило в дороге так, что порой голова «в прыжке» почти доставала до крыши сего чудо-транспорта. Но, как говорится, любишь кататься — люби и катайся… До базы доехали без потерь и даже весёлыми.

А на базе ждали уютная полянка, ручей и река с питьевой водой и, конечно, лошади. После установки палаток, обеда и отдыха настал черёд самого на тот момент для меня интересного и ожидаемого — первой конной прогулки. Опыта верховой езды у меня не было. Вообще. Более того — я и лошадь-то толком вблизи не видела ни разу. Но… вопреки всем моим страхам и ожиданиям, езда эта оказалась процессом не таким сложным и не столь болезненным, как мне живописали перед отъездом друзья-лошадники. Знай себе сиди ровно и тяни повод влево, вправо (руль) или на себя (тормоз), да слегка ударяй пятками по бокам (газ) иногда.

Правда, по ходу, уже на маршруте, обнаружились ещё и своеобразные правила дорожного движения и поведения, которые необходимо выполнять: следить за ветками, чтобы не остаться без глаз, ног и одежды; стараться не давать лошади жевать кусты и пить где попало; на подъёме наклоняться в седле немного вперёд, а на спуске — назад; не ставить ногу в стремя до конца — только самый носок; если поскачет рысью или галопом, не сидеть истуканом, а двигаться в такт; не обгонять особо высокомерных копытных и тех «коллег по табуну», с которыми конкретно твоя лошадка не ладит… и так далее и далее. =) Правил этих оказалось очень много, о некоторых из них более подробно расскажу далее, а пока — в первый день — в радостном неведении после 40-минутной первой в жизни верховой прогулки я была даже рада, что оказался «не так страшен чёрт…»

Вечером были вкусный ужин у костра, баня и хорошая компания. И прежде, чем переходить к следующей части повествования, хотелось немного остановиться на этом моменте. Люди. Об этом аспекте путешествия я переживала ничуть не меньше, чем за «подружиться с конём». Привыкнув ездить преимущественно в автобусные туры, куда по большей части ездят мои единомышленники всех возрастов, поэтому никогда не возникает проблем с общением и нахождением общего языка, здесь, мне казалось, всё могло оказаться иначе. Во-первых, я не «активный турист» как таковой, следовательно, не единомышленник, а во-вторых, чего опасалась больше всего, большинство мест в туре могли выкупить либо уже сложившиеся компании, либо семьи, привыкшие отдыхать таким образом, и «чужаки» в своих рядах им, скорее всего, будут не нужны…

И, как и в случае с лошадиной дружбой, мои опасения снова оказались напрасными. Были среди десяти моих одномаршрутников и семьи, и компании, и одиночники, как я, но, что называется, ВСЕ как на подбор: общительные, весёлые и лёгкие. Точно те же качества оказались присущи и четырём нашим сопровождающим — двоим «заведующим конями» и двоим инструкторам. Так что чего-чего, а проблем с общением во время этого путешествия не возникло ни разу и ни с кем!

Но вернусь к сути рассказа. На следующий день — первый активный по программе — мы встали, позавтракали, собрали палатки, погрузили все нужные вещи и себя на коней, помахали ручками остаткам цивилизации и гуськом пошли (или правильнее «поехали»?) вперёд — покорять Горный Алтай и открывать новые горизонты, преодолевать препятствия, становиться мудрее, сильнее… На этом возвышенно-романтическом моменте — а-ля «…и ушли они в рассвет…» — можно по сути и завершить первую часть повествования, потому как организационная схема дальнейшего путешествия в общих чертах одна и та же: едешь 3—6 часов до стоянки, по приезде ставишь палатку, выгружаешь вещи, отдыхаешь/гуляешь/ешь/спишь, утром собираешь палатку, загружаешь вещи, едешь до следующей стоянки, там снова ставишь палатку — и так по кругу до победного конца.

Между строк этой схемы: едешь по дико красивым местам (конечный пункт — Каракольские озёра), куда ступают ноги исключительно человека и коня (и прочего зверья…) — машинных дорог там нет. Каждая стоянка на ночь — вблизи водоёма. Как правило, это полноводные горные реки, из них можно пить (проверено!), а при очень большом желании и наличии в роду моржей — и мыться. Инструкторы готовят удивительно вкусную еду на костре, а конюхи скрашивают досуг познавательными рассказами наподобие «Как я ходил на марала» и «Я и медведь: свидание у ручья» и т. д. =) Одним словом, ни скучать, ни унывать просто нет времени.