Как стать автором для путеводителей

Саймон Селларс живет в Мельбурне, Австралия. Больше о его путешествиях можно узнать на его собственном сайте simonsellars.com, а также на его туристических блогах, посвященных Хонсю и Микронезии.

Часто ли люди говорят вам: «Вот вы пишете для путеводителя, это наверное лучшая работа на свете!»?

Постоянно. Путешествующие авторы все еще окутаны особым ореолом очарования. Хотя нет ничего гламурного в том, чтобы стоять в очереди в Хитроу четыре часа подряд, пока ваше белье проверяют на наличие взрывчатых веществ. Путешествовать в наши дни — настоящее испытание из-за постоянных проверок безопасности, вечных очередей и досмотров. А значит быть путешествующим писателем не так уж и круто, как представлялось раньше. Добавьте к этому вполне реальное ощущение, что у вас просто не осталось мест, куда бы еще поехать. Ведь вся планета уже стала продуктом потребления, все на ней подсчитано и освещено в СМИ. То есть найти интересные местечки все труднее и труднее.

Но это же лучшая работа в мире?

Это хорошая работа. Но будем реалистами: по сути вам будут платить за то, что вы собираете все брошюры, автобусные расписания, а также пробиваете невозмутимость консьержей по всему миру. Быть автором, значит быть настоящей информационной свалкой. Значительная часть работы заключается в сборе фактов, цифр, обновления скоропортящейся и более-менее стабильной информации. Не могу сказать, что ощущаешь себя престижно, когда просматриваешь сотый отель за день в Гуаме и думаешь, как же эти отели по-разному осветить в своей главе. Особенно если учесть, что большая часть гуамских отелей покупает покрывала для кроватей в одном и том же магазине. У той марки, что специализируется на голубых и розовых цветочках - такими расцветками даже ваша бабушка побрезговала бы украшать свой дом.
Мне кажется, что самое большое заблуждение — это полагать, что компания платит своим авторам за то, чтобы они разъезжали себе по выходным, а потом немного об этом пописывали. В действительности же вы проводите на ногах по 20 часов в день, переносите нескончаемые дожди, изнуряющую жару, любые тяжелые условия, в которых вам приходится работать. В том числе государственные перевороты, мятежи и даже это ужасное теплое пиво в Великобритании. Для фактического осмотра достопримечательностей остается очень мало времени. Так что на самом деле это очень нелегкая работа.


Как вы начали писать для LP? Сколько лет назад это было?

Я начал писать для них четыре года назад. Я работал в одной компании редактором, но однажды мне так надоело править тексты других людей… Тем более я тогда уже начал подрабатывать фрилансом — писал после работы обзоры на фильмы. Я получил работу, просто написав пару тестовых обзоров для издательства, такое любой мог сделать. И при этом не обязательно работать на большую компанию.

Расскажите, как вы готовитесь к очередной поездке? Как вы намечаете график, оцениваете необходимое для сбора информации время?

С интернетом найти нужную информацию очень просто. К тому же я читаю все книги, что смогу найти по тому месту, куда направляюсь. Беседы с другими авторами, кто уже бывал в тех местах, тоже очень помогают мне определиться со сроками путешествия. Но если уж быть до конца честным, главный определяющий фактор — деньги. Именно от них зависит, сколько вы сможете прожить в том месте. Вот я ездил на север Хонсю, к примеру. А Япония — просто черная дыра для денег, так что мой бюджет был очень ограничен. Вместе с выпускающим редактором я разработал маршрут, в каких местах мне обязательно надо побывать, в какие места в глубинке надо заглянуть, а какие сведения можно пополнить путем телефонных разговоров или через интернет. LP старается, чтобы их авторы посетили каждое место из путеводителя, но это далеко не всегда возможно. Так что по удаленным на сотни километров местам, куда не ходит транспорт, и где всего пара или совсем нет интересных достопримечательностей, скорее всего информация будет собираться по телефону, или эта точка вообще не будет упоминаться.
В некоторых странах работать легко, как например, в Нидерландах: страна очень маленькая, на поезде легко добраться в любое место, а расписание можно проверить заранее в сети и спланировать свой маршрут с точностью до секунды. А вот планирование маршрута в Микронезии стало настоящими кошмаром. Некоторые острова там находятся на расстоянии 1000 или 2000 километров друг от друга, а мне нужно было побывать на девяти. Мой углеродный след был больше, чем след ети, но других вариантов кроме полета попросту не было. Мой турагент ничего толком не слышала про Микронезию, чего уж говорить про организацию поездки туда. Мы с ней потратили три дня просто на попытки свести рейсы, поскольку единственной летающей туда компанией была Continental, и расписание полетов было очень негибким. Я понял это на своей шкуре, когда пропустил свой перелет от Сайпана в Яп. И мне пришлось лишние четыре дня ждать следующего самолета. В Сайпане нечем особо заняться, ведь я уже осмотрел лучшие местные достопримечательности за два с половиной дня перед рейсом. Так что перспектива остаться там была настоящим испытанием терпения, если не выразиться сильнее.


Можете описать типичный рабочий день, когда дело доходит до исследования нового города?

Если вам нужны подсказки, то я наверное не лучший советчик, потому что я работаю инстинктивно. Ясно, что я просматриваю прошлое издание, тщательно прорабатываю, сколько отелей или ресторанов я могу посетить за день. Но мне куда больше нравится пешком гулять по городу, чем арендовать машину или велосипед, как делают многие авторы.

Как же удается моментально понять, что обязательно нужно сделать на новом месте?

Интернет, общение, книги, прошлые путеводители. Пара хороших ушей. Еще мне нравится «слиться» с фоном и наблюдать, побольше подслушивать разговоры. Мне, правда, очень интересно слушать звуки, саму атмосферу окружения, считывать психологию места при помощи тщательного наблюдения и социальных взаимодействий.

У вас когда-нибудь случались моменты, когда вы думали: «Да что я, черт возьми, тут делаю?» Может ли эта работа стать нудной?

Совершенно точно, может. Я уже упоминал, что освещать сетевые отели — это особая форма пыток и определенно рутина. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что самое важное при составлении путеводителя — время. Хотя я и говорил, что мне нравится слушать и наблюдать, по правде говоря, по финансовым причинам потратить несколько дней подряд на богемное расхаживание по улицам практически невозможно. Вы выжимаете из себя все соки: нужно посетить 10 отелей в день, забежать в 10 баров или ресторанов (в них не обязательно есть или пить), сходить в туристический офис, на автовокзал и т.д. Если на тихое обдумывание выдается минутка, то только в качестве бонуса, так что из нее приходится выжимать все.

А совершаете ли вы поездки не ради работы над путеводителем, а просто для себя? И есть ли между такими поездками ощутимая разница?

Да. Недавно на выходных я был в Тасмании. И там я понял, что буквально заставляю себя не собирать всякие брошюры в ресторанах и магазинах. Обычно по возвращении из путешествия для LP у меня в чемодане оказывается пара килограмм бумаг, которые нужно разобрать и осмыслить. А возможность просто идти, куда глаза глядят, и открывать для себя город вместо того, чтобы тратить время в туристическом офисе и ходить по барам согласно списку — это настоящее облегчение.

Какие у вас самые незабываемые впечатления от путешествий в качестве автора?

Самой незабываемой была Микронезия. Я разве что слышал про Гуам, Тиниан и Сайпан. Остальные же острова: Рота, Палау, Чуук, Яп, Косраэ и Понпеи, — были для меня совершенно неизвестны. Я не знал, чего от них ожидать. И в итоге увидел относительно неоткрытую для туристов часть мира (ну кроме Гуама и Майпана, конечно), которая еще весьма «традиционная». Я был очень заинтересован в этом факте неосвоенности: как я раньше уже говорил, на Земле не так много мест, на которые еще не отлажен туристический поток. На Понпеи, после того как я попил сакау (корень, по внешнему виду схожий с кава, по вкусу похож на молочный коктейль из грязи, приправленный героином), меня преследовали дикие собаки, меня застал проливной ливень — очень ужасающий и волнительный опыт. На Косраэ я посмотрел руины, вдохновившие Лавкрафта на создание некоторых своих рассказов. На острове Яп я видел гигантские каменные деньги. На других островах я открыл для себя военные самолеты времен Второй мировой, утопленные в лагунах, а также ржавеющие танки и штаб-квартиру США тех же времен прямо в джунглях.

А как именно редакция рассчитывает деньги, которые выдает вам на поездку? Дают вам большую сумму и говорят прожить на нее? Какие санкции они сулят, чтобы не дать вам все растратить и вернуться без материала для путеводителя?

Да, дают единовременную выплату. Сколько денег вы получите, зависит от того, насколько эффективно вы управляетесь со своим бюджетом и графиком. В двух словах, вам не жить в топовых отелях. Как они рассчитывают сумму? Это вопрос на миллион долларов. Я думаю, многие авторы хотели бы это узнать. Нет, правда, я понятия не имею. У них есть формула. И нет, они никаких угрожающих предупреждений не выдают. Все мы взрослые профессионалы: если вы все растратите и не сделаете работу, вы столкнетесь с нарушением подписанного контракта. Как везде.

Насколько результат вашей работы диктуют редакторы? Много ли вы общаетесь друг с другом в процессе поездки?

В путешествии мы постоянно находимся на связи с выпускающим редактором. Когда представляем текст, с нами работают редакторы по обработке текста по весьма жестким шаблонам. Процесс оформления тоже очень напряженный, потому что нужно выправить стиль текста, еще сделать работу наборщика, ввести заголовки, основной текст и так далее — это удваивает труд. Для новых авторов чаще всего это самый сильный шок: количество работы над текстом. Обычно текст отсылают назад именно потому, что он не подходит под шаблоны стиля — переписать целый параграф просят очень редко. Другой фактор, который делает процесс написания еще более сложным — это количество слов. Возьмите путеводитель по Нидерландам, где я выступал соавтором: хотя большая часть работы заключалась в обновлении информации, нужно было все равно переписать обзоры отелей, переработать введение, вставить в рамки новые тексты. И даже учитывая, что это не все новый текст, вам все равно нужно будет переработать 100 000 слов за три-четыре месяца.

Как вы считаете, с каким самым большим препятствием сталкиваются люди, которые хотят стать авторами LP?

Как я уже говорил, нужно будет написать несколько обзоров для примера, показать, что у вас есть писательский талант, немного издательского опыта, и что вы уже путешествовали. Если вы не были за пределами своей страны, у вас нет шансов. Но если же вы станете автором, розовые очки моментально спадут. Эта работа, и к ней следует относиться соответственно. Во многом ответственность ложится на вас, редакция четко дает понять, что никого за ручку водить не станет.

А какое самое большое людское заблуждение касательно этой работы?

Что это романтично и легко.

Над каким путеводителем вы будете работать в следующий раз?

Надеюсь это будет следующий выпуск по Тихому океану и Микронезии. Я хотел бы вернуться туда и посмотреть, что еще приберегли острова.
7
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.