Израиль

Прилёт

Ехать пришлось на такси, так как общественный транспорт уже не работал, да и ехать ночью в незнакомой стране, слабо зная язык и маршрут, не особо хотелось. Кстати о языке, знание английского, хотя бы на самом примитивном уровне, как у меня, сильно облегчит вам путешествие за границей. Взял первое такси у входа услышал цену пятьдесят долларов. Едим, разговариваем на английском, ну на том уровне какой уж у меня был, потом водитель перешел на русский и жить стало веселее. Я ему рассказал про наши холода, в Москве тогда -30 было, и про крещенские купания, от которых он в был в шоке. Он рассказал как вначале 90-х переехал жить в Израиль, то ли из Таджикистана, то ли Киргизии, не помню уже. Довёз до места, где меня встретил друг.

Тель-Авив

Жили в четырёх этажном доме, в квартире на первом этаже. Другу его фирма сняла её на неделю, он корреспондент. Стоило это двадцать тысяч неделя! Цены там вообще кусаются для нас. Курс один шекель примерно десять руб. Проезд в автобусе семь шекелей, в магазине самое дешевое молоко шесть шекелей. Денег у меня с собой было в ограниченном количестве, по этому я покупал еду (эх, надо было всё же попробовать что то из местной кухни). Хотя в кафешках цены вполне московские, но всё таки обедать там дороговато для меня.

Интересный город. Вдоль берега расположились пляжи, за ними отели разных мастей, но все дорогие, даже самые, казалось бы, невзрачные и простые.

Есть в городе несколько старых районов. Один из них Яффа -старый город и порт. С него начинался Тель-Авив.

Другой район, который я посетил, называется Неви Цедек, с архитектурой 19 века. Маленькие домики с уютной атмосферой и беззаботностью. Но провёл там не много времени и не успел всё осмотреть, так как на поиски этого района потратил много сил и времени и сильно устал.

Пока искал этот район, вышел к площади с фонтаном, решил отдохнуть и сфотографироваться. Попросил местную жительницу, она с улыбкой сфотографировала меня со словами "Добро пожаловать в Израиль" Это мелочь, но очень приятная! Это наполняет атмосферу пребывания добродушием и приветливостью...

Остальной город вполне современный, множество небоскрёбов.

Оригинальная архитектура ближнего востока. Тона в основном светлые. Жилые дома не высокие, уютные зелёные дворы. Некоторые дороги прям таки с нависшими зелёными крышами из деревьев.

Население в основном очень приветливое. С оживлением и вниманием подскажут дорогу и ответят, "что по чём". Заметил, что очень мало полиции попадалось мне на глаза. За всё время увидел пару машин и пару полицейских. Видел пару военных, в основном молодых, едущих со службы с автоматом на перевес, в автобусе. Такие "школьники с пулемётами".

Вечером всё не менее оживлённо чем днём. Слышал Тель-Авив тусовочный город. Мы как то ехали на такси, попались русскоговорящие. Мы спросили про какой-нибудь клуб в городе, они начали вспоминать, и очень невнятно ответили. Не тусанули в общем, ну и ладно...

Народ очень разномастный, кого только не встретишь. Иногда кажется, что со всего мира понемногу. Межнациональный естественно английский, его там все хорошо знают. Но порой так много слышишь русского, что кажется находишься в России на местном курорте.

Иерусалим

Поездка в этот город запомнится мне на всю жизнь! От автобусной станции до Иерусалима ходит автобус, каждые пол часа. Ехать примерно час, очень удобно, не успеваешь заскучать. Приехал на автобусную станцию Иерусалима, сразу почувствовал перемену в температуре. Так как Иерусалим находится выше чем Тель-Авив, восемьсот метров над уровнем моря, в нём заметно холоднее. Прочитал на разных форумах как доехать до Старого Города(центр Иерусалима). Сразу от автобусной станции дошел до трамвайных путей. Трамваи современные, комфортные, плавный ход, приятно ехать одним словом. Точно не знал где выходить, вышел сразу как увидел стены Старого Города, хотя можно было проехать ещё остановку и выйти у Дамасских ворот. Я вошел через Яффские ворота(главные ворота христианского и армянского кварталов).

Карты у меня не было и я совершенно не ориентировался куда идти. Та карта которая висела сразу при входе, мало мне помогла, и там много чего стёрто было, от вечных тыканий в неё пальцами толп туристов. У меня был ориентир о котором я знал, это т.н. Стена Плача и Храм Гроба Господнего. И пошел куда глаза глядят. Как оказалось позднее вошел в христианский квартал. В Старом Городе их несколько; христианский, армянский, мусульманский и еврейский. Есть и резиденция Ватикана.

По своему не замысловатому пути вышел к красивому храму Успения Пресвятой Богородицы(католический), зашел внутрь. Долго осматривал, наткнулся на делегацию, точно не знаю кто, но точно азиаты.

При выходе думал, что ещё чуть-чуть и выйду к стене плача, но вышел к окраине Старого Города, с которого можно наблюдать уже современный город.

Так плутал я и обошел христианский квартал раза три, пока не решил полностью сменить направление. Что-что, а запутаться в Старом Городе проще простого. В итоге, изрядно подуставший, вышел наконец то к Стене. Народу не сказал бы, что много, не сезон всё таки, но и немало. Иду к Стене и женщина на подходе останавливает меня и говорит, что сюда нельзя, тебе туда, показывая на другую половину площади. Я же не предполагал, что площадь у стены поделили на женскую и мужскую. Как узнал позже, это сделали совсем недавно. Подошел к стене, по обычаю между камней засовывают записки с желаниями. Тоже решил вложить. Загадал такое... что жить мне придётся долго, что бы увидеть Это. Попросил на английском сделать фото на фоне стены, турист оказался русским.

Уже изрядно уставший, решил отправиться к церкви Св.Марии Магдалины, что на Елеонской Горе. Задумал туда отправиться ещё по пути к Стене, её очень хорошо видно с этой точки. Прошел мимо раскопок на территории Старого Города, свернул на лево, шёл вдоль стены, а по правую руку была Масленичная гора, на которой кладбище для "избранных".

В низине этой горы тоже ведутся раскопки, но спускаться туда не решился, много проходил за этот день, а мне ещё на холм подниматься к русской церкви. Удивительное место, где на небольшом клочке земли сразу четыре церкви разных конфессий. Иерусалим, а особенно Старый Город буквально напичкан всевозможными конфессиями. Я увидел греческую церковь, францисканскую католическую церковь Всех Наций (её ещё экуменистической называют), сверху над ней наша русская Св.Магдалины, а слева армянская церковь.

Решил проведать и экуменистов, раз уж выпал шанс. Читал про эту церковь, видел её на фотографиях. Подошел к "главным воротам экуменизма", вход был закрыт. У входа стояла группа итальянцев, спросил как пройти, они показали, что надо обойти забор, мол там вход. Так и поступил, нашел дверь, но она была закрыта. Возможно часы посещения были уже на исходе, вечер всё таки.

Стал подниматься наверх к церкви Св.Магдалины, там дверь тоже оказалась закрыта. При чём часы посещения, на сколько я помню, сильно ограничены, окошко в часа два, три днём и всё. Тогда уже решил хотя бы до кладбища дойти на Масленичной горе. Спустился по ступенькам к полукруглой площадке, присел. Какой же потрясающий вид открылся мне! Сумерки, тишина... И в это мгновение начался вечерний намаз. С нескольких точек послышались голоса муэдзинов. Это настолько наполнило картину которую я наблюдал. В те мгновения, прочувствовал атмосферу Востока и это смешение культур, религий, народов в одном городе... Вечном городе.

После такой "медитации" решил, что пора ехать домой уже темнело и сил оставалось мало. Пошел пешком к Старому Городу. Вошел в ворота, как потом оказалось мусульманского квартала. Там было слабое освещение, прям как в фильмах про тёмные, опасные кварталы. Ко мне подошел муслим и стал спрашивать кто я, видел, что озираюсь, видимо подумал, что ищу какую то религиозную постройку. Я дал понять ему, что ничего не ищу и пошел дальше. Вышел как раз через Дамасские ворота, в которые удобнее заходить.

Сел на любимый трамвай и доехал до автобусной станции. Так закончился первый день в Иерусалиме. Приехал жутко уставший, но довольный, с сильно стёртыми ногами. День удался!

Второй день в Иерусалиме

Друг посоветовал съездить в старую крепость, Массада, заодно искупаться в Мёртвом море. Опять на форумах, стал искать как туда добраться. Сначала надо было ехать до Иерусалима, потом оттуда до Массады. У меня остался последний день перед отъездом. Встал поздновато для такой долгой поездки. Доехав до Иерусалима, на автобусной станции, увидел что нужный мне автобус приедет через полтора часа. А время было уже часа три. Поразмыслив, до крепости ехать не меньше часа, потом там ещё время на осмотр уйдёт. Наспех рассматривать достопримечательности не хотелось. Я не знал когда последний автобус идёт оттуда. Да и вылет утром. Поздно уже ехать туда и решил ещё погулять по Иерусалиму, при чём, я так и не побывал в Храме Гроба Господнего, в котором мечтал оказаться. И не капли не пожалел о сделанном выборе!

Как и в первый раз поехал на трамвае, но проехал пару остановок и решил прогуляться по современному городу. В основном, преобладают малоэтажные строения, есть современные здания, но больше старых построек.

Наткнулся на вывеску эфиопская церковь (Хабашей). Перед входом надо снимать обувь, как в мечете. Пол устлан коврами, а алтарь находится не как у нас на востоке, а располагается в центре. Вокруг него я и ходил, изучал. При входе спал смотрящий, так мельком глянул на меня и продолжил своё занятие. Кроме него там больше никого не было, что меня и порадовало. Очень приятно погружаться в атмосферу места когда никто не мельтешит.

Осмотрев всё, ещё раз убедился, что одному ездить в такие поездки намного удобней, никто не дёргает, куда захотелось туда пошел, полностью используешь время, без неудобства для того кто с тобой. Интересы то у всех разные. Таким путём я и шел, предвкушая, куда мня таким образом ещё занесёт. Проходил мимо эфиопского университета. На одном из окон которого висел флаг с Бобом Марли.

Прошел мимо исламского университета.

До Старого Города оставалось не долго, я уже видел его перед собой. В этот раз зашел через Дамасские ворота и побрёл по бесконечным торговым рядам. Порой кажется, что они никогда не закончатся. В итоге как обычно вышел куда глаза глядят, стал ориентироваться но макушкам зданий.

Помню, что у Храма крест был. Уже подойдя совсем близко, не знал как пройти к нему, там местами на лабиринт всё похоже, наткнулся на коптский монастырь. Ну раз наткнулся, не упуская возможности, не преминул зайти посмотреть. Завернул в церковь Св.Елены.

Смотритель мне сказал, что бы я спустился вниз, там есть небольшое озеро. Я спускался по узкому проходу с низкими потолками высеченными в твёрдой породе. Дошел до входа и моему взору предстало небольшое озерцо в закованное в панцире каменных стен. Первое, что поразило, это невероятной продолжительности эхо. Я так понял, что этот эффект создавало, так и не понятное мной, огромное отверстие над озером, довольно ровное, круглой формы, непонятно куда уходящее. Получается в этом месте, что то типа куска скалы, в котором это озеро. Перила, ступеньки, всё цельное, выдолбленное в камне. На воде даже лодка была надувная, но спущенная. Видимо за отдельную плату могут покатать. Было бы не плохо, подплыть к этому отверстию и посмотреть куда оно уходит. Ведь надо мной Старый Город.

Выйдя из церкви, спросил у русских монахинь, как найти Храм они ответили: - "Да вот он, вход через арку, мы как раз идём туда". Думаю, ну наконец то добрался. По пути наткнулся на Императорское Православное Палестинское Общество, где останавливались Романовы приезжая в Иерусалим. Не поленился заглянуть. Атмосфера попадания на родину, как-будто в небольшом музее московском. Сново осознаёшь, на сколько же много всего переплетено в одном маленьком городе!

Храм Гроба Господнего

Вот, стою перед древнейшем храмом мира, куда стекаются миллионы людей со всей планеты. У входа, по сторонам знаменитые мраморные колоны, в одну из которых по преданию ударила молния, когда верующий не пустили в храм на Пасху.

При входе сразу попадаешь к Камню Помазания где лежал Христос снятый с креста. Около него много паломников, разных национальностей.

Как повелось, ни капли не ориентируясь, что где находится, как первопроходец пошел куда глаза глядят, по мере своего интереса и ощущений. Ощущения накатывали с небывалой силой, я чувствовал этот Храм, такой силы и лёгкости, благодати и спокойствия не чувствовал ни в одном из храмов где бывал. Сложно описывать такое, подберу одно русское слово к этому ощущению, Благодать. Я провёл в храме часа два с половиной. Решил, что осмотрю всё, пока есть не устану. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Всё располагается вокруг знаменитой Кувуклии, где был похоронен Иисус.

На в ход в неё всегда длинная очередь. Я естественно тоже решил побывать там. Передо мной было много итальянцев и видно, что в очереди множество разнородных людей. Когда зашел внутрь Кувуклии, там быстро запускают к самому Гробу, буквально не больше минуты. Каждый о своём произносит молитву над Ним.

С обратной стороны Кувуклии есть часовня(Коптский предел), где можно поставить свечку. Во всевозможных щелях натыканы записочки, как и в Стене Плача. После решил пойти по кругу. Зашел в армянскую церковь, она находиться внизу.

Зашел к францисканцам, посетил "Пуп земли" находящийся на территории Храма Воскресения. Поднялся наверх, где располагается Голгофа. Залезал в пещеру. В разных местах храма находятся реликвии связанные с земной жизнью Христа.

По всему храму множество надписей оставленных паломниками.

Когда выходил, было уже темно. Муэдзин зазывал на молитву правоверных, толпы туристов фотографировались возле входа, а у меня на душе светлые чувства, лёгкая усталость и масса впечатлений, которые останутся на всю жизнь!

Отъезд

Уезжать решил своим ходом. В аэропорте Бенн Гуреон действуют строгие правила, приезжать надо за часа два с половиной. На семидесятом автобусе доехал до станции Савидор. От станции Савидор, до аэропорта ходит поезд.

Сразу на входе в аэропорт, меня остановили для проверки сумки, билет, документы и т.д. Потом, из за лимита времени, я начал нервно бегать искать регистрацию. Но, что бы к ней подойти надо ещё пройти через контроль. Ко мне подошел мужчина, стал выяснять с какой целью приехал, что делал и т.д. Следующие произнесённые его слова таки ошарашили меня. Он сказал, что в связи с тем, что я поздно приехал, я могу не успеть на регистрацию. Как понял, она заканчивается за час до вылета! И что это будет моей виной, но они попробуют мне помочь и сделать всё максимально быстро. Без очереди меня провели на досмотр личных вещей. Я привык, что максимум покопошаться в вещах, зададут пару вопросов и всё, минута максимум.

Досмотр производили две девушки. Они начали вынимать буквально всё, до мелочей и каждую вещь протирали специальным прибором и тут же засовывали её в компьютер, для получения результата. Продолжалось это минут пятнадцать точно. Я уже мысленно стал считать сколько денег у меня есть на новый билет. После досмотра, одна из девушек провела меня на регистрацию, там постоял ещё какое-то время и наконец то, долгожданный билет мой! С каким облегчением я шел в нейтральную зону... До вылета оставался ещё час!

Потом, ещё прошел личный досмотр. После него уже быстрей хотел в самолёт попасть и перед входом в него досмотр мерещился. Общее ощущение, отношение там со стороны властных структур вежливое, но строгое. Там всем видом дают понять, "если что", скрутят без промедлений. И когда они делают свою работу, досмотр например, вы автоматически на втором месте и ваше мнение там никого не интересует. Но в целом всё культурно.

Так прошло моё недолгое пребывание в Израиле. Надеюсь ещё посетить эту страну увидеть и испытать новое, познавательное. Кто не был, рекомендую, окунутся в атмосферу Ближнего Востока и переплетение историй, народов и культур.