Исчезающие этносы: тату чинам по чину



«Вам было больно?» - спрашиваю я пожилую чинку, совершенно наглым образом осматривая ее лицо. «Это красиво!» - с гордостью говорит она. И я понимаю, что все женщины мира произошли от одной и совершенно одинаковы. Никакой страх перед врагами не может нас заставить терпеть боль. Только лишь желание быть красивыми!



Народ чин (от бирм. «горец») занимает практически всю западную окраину Мьянмы и сопредельные районы Индии, расселившись тут в 9-11 веках, мигрировав из Тибета. Исстари женщинам этого народа татуировали лица, чтобы уберечься от пленения врагами и в качестве оберега от злых духов. По стилю татуировки можно понять к какому роду чин относится женщина. Они стали своеобразной визитной карточкой. На фото у женщин специфические тату под названием «паук». Это атрибут племени южных чинов «чаунгта», живущих на границе штатов Чин и Ракхайн, общей численностью не более 168 тыс. человек.



Женщины чин славились своей красотой, поэтому представители живущих по соседству народностей часто воровали себе жен из их деревень. Гордые дочери чинов предпочитали топиться в реке Лемро, нежели доставаться захватчикам. Дабы противостоять этому, старейшины приказали наносить татуировки на лица юных девушек своих деревень, чтобы сделать их менее привлекательной добычей. Постепенно эта традиция закрепилась, и в течение многих поколений мужчины чин видели в женских татуировках выражение смелости, красоты и силы.



Женщины гордо пересказывают множество преданий о своей уникальной внешности. Одна легенда рассказывает о вдове храброго воина, которая в плену высекла на лице кинжалом солнце с лучами, чтобы не быть обесчещенной. Согласно другой, женщины чинов во время набегов врагов рисовали на лбах таинственные знаки, призывавшие духов защитить их семьи.



Помимо эстетического предназначения, татуировки лица были необходимы для легкого пути в загробную жизнь. Считалось, что если лицо у женщины не покрыто метками, то ее дочери и внучки будут особенно сильно страдать во время родов. Также чин верили, что в свою очередь, измученная душа лишенной татуировки женщины, будет кричать живущим на земле родственникам, с мольбой облегчить ее тяжелый груз.



Татуировка также отражала происхождение и социальный статус ее владелицы. Для простых чинок использовалась только синяя краска, а в рисунок женщинам из семей наследственных деревенских вождей добавляли еще и красную.



Сама процедура татуирования девочек, достигших 11-12летнего возраста, была очень болезненной и длилась почти целый день, работу выполняли только специальные мастера, которые были в каждой деревне. Краску для рисунка делали из сока листьев неизвестного теперь дерева, а наносили её иглами из костей крупных рыб.



Хотя некоторые женщины чин по-прежнему носят на лице узоры своих предков, правительство Мьянмы фактически запретило болезненные практики этнических тату еще в 1950-х годах. Обычай стал сходить на нет: девушки уезжали учиться и работать в города покрупнее, а там люди смеялись над их синими лицами. И если раньше в жёны брали охотнее ту, чьё лицо было испещрено узором, то теперь выйти замуж с такой печатью стало сложно. Татуированные женщины остались только в дальних селах.



Лица маленьких чин сегодня не татуируют, а покрывают танакой - косметической маской из разведенной водой мелкой стружки древесного растения феронии лимонной (бот. Limonia acidissima). После высыхания на лице образуются белые рисунки, защищающие кожу от пересыхания и вредного солнечного излучения.



Сегодня в деревнях долины реки Лемро осталось не более двадцати женщин с татуировками, поэтому живьём увидеть их можно только в ближайшие годы — старушки хоть и долгожители, но не вечны.



Вплоть до 20 века чины сохраняли родоплеменные подразделения, которые постепенно заменились сельскими общинами. В деревнях обычно от 20 до 100 домов. Сами дома сделаны из бамбука и пальмовых листьев. Быт крайне примитивен – без электричества и мебели.



Добраться до поселений чинов возможно только водным путем – по реке Лемро. На ней до сих пор можно наблюдать весельные деревянные лодки с самодельными парусами. Они перевозят людей, товары и грузы из деревень на рынок в ныне заштатный городок Мраук У, находящийся ниже по течению.



Жизнь сосредоточена здесь вдоль берега. Люди строят дома и монастыри, ловят рыбу, сажают рис и овощи на песчаных аллювиальных склонах реки Лемро.




57
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Анна К
2
Очень интересный репортаж, спасибо!!
Елена Бутько
1
Благодарю!
Сергей Лазуткин
0
очень интересно.
уelena michaelides
0
как всегда интересно. Удачи.Молодец
Ирина Грянко
0
Познавательно и поучительно, особенно в свете возросшей популярности "татуажа".
ИВАН Яковлев
0
Интересно, ни когда не слышал о них.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.