Едей-Я или архипелаг летающих собак

На карте можно увидеть, что Новая Земля похожа на кривой огурец, словно нарочно улегшийся поперек Северного морского пути, чтобы затруднить проход мореплавателям. Длина «огурца» немалая – около 1000 километров. На четверть он покрыт нетающим льдом.
На этом архипелаге формируется погода. Не совсем поровну «огурец» разрезан на два куска – Северный и Южный острова – проливом Маточкин Шар. Название взялось от поморов, которые эту землю называли «маткой», то есть матерью-кормилицей, ввиду богатой охоты здесь. Кстати, компас у поморов тоже «матка». А «шар» на их языке означал «пролив».



Ровно в полночь 11 августа НЭС «Михаил Сомов» достиг залива Моллера у берегов Новой Земли. Здесь находится одна из самых первых полярных станции в Арктической России. Руководит ее Александр Николаевич Базыкин, который проработал на ней уже более 30 лет. Завидное постоянство. Все в управлении знают его, как сурового, но справедливого начальника полярки. Многих присылают к нему на «перевоспитание», у него не забалуешь, сам работает не покладая рук, но и другие, видя перед собой живой пример, втягиваются в этот ритм и режим работы. Мы знали, что Александр Николаевич сейчас в отпуске и исполнять обязанности АПС (администратор полярной станции по-старинке) был назначен Алексей Филимонов, который вместе со своей супругой Надеждой уже почти десять лет работают на полярке.

Немного истории:
В 1877 году поручиком флотских штурманов Евстафием Алексеевичем Тягиным по поручению Гидрографического департамента была построена первая гидрометеорологическая станция. В период с 1 сентября 1878 года по 23 июля 1879 года он проводил на ней гидрометеорологические наблюдения. Затем наблюдения были прекращены.
По программе Первого международного полярного года планировалась организация четырех метеорологических станций в Арктике: новоземельской в становище Малые Кармакулы, на острове Сагатырь в устье Лены, а также голландской станции на острове Диксон и датской – на мысе Челюскин. Но ледовая обстановка в Карском море выдалась крайне тяжелой, и суда иностранных экспедиций попали в годовой дрейф, правда, притом вели регулярные наблюдения.



4 августа 1882 г. участники экспедиции на пароходе «Чижов» прибыли в Малокармакульскую бухту Новой Земли, где еще в 1877 г. русскими властями была основана спасательная станция. 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1882 г. на станции начались регулярные метеорологические и магнитные наблюдения. Руководил работой станции лейтенант К. П. Андреев. Кроме него, в экспедиции участ-вовали мичман Д. А. Володковский, заведующий Кронштадской астрономической обсерваторией В. Е. Фусс, врач Л. Ф. Гриневецкий, студент Петербургского университета Н. В. Кривошея и пятеро нижних чинов.
Во время зимовки врач экспедиции Гриневецкий в сопровождении двоих ненцев на собачьих упряжках пересек остров от западного берега до Карского моря. Описание внутренней части острова, сделанное Гриневецким, было первым описанием этого района.



В июне 1883 г. в Малокармакульскую бухту пришли промысловые суда поморов, которые доставили почту. На одной из шхун участниками экспедиции был проведен поход в район пролива Маточкин Шар, во время которого были собраны геологические, ботанические и зоологические коллекции, переданные затем Петербургской Академии наук.
1 сентября 1883 г. на станции были проведены последние наблюдения.
После завершения исследований по программе Первого МПГ деятельность метеорологов в Малых Кармакулах была прервана до 1896 года. С этого времени она до сих пор ведется беспрерывно (за исключением 1920 года).



В очередной раз повезло с погодой, которая нам сопутствует на протяжении практически всей экспедиции. Удивительно яркое солнце. За кормой нашего ледокольного парохода бурлит вода, от брошенного якоря, на которую приятно смотреть – такого она непередаваемо красивого цвета : сочетание бирюзы, изумруда.
Летом даже холодное Баренцево море меняет оттенки. Лазурное небо передает свинцовой воде свою неповторимую голубизну, свои нежные оттенки. В море – ни единой льдинки, вода прозрачна, как горный хрусталь. Над ней кружат тучи птиц, оглашая воздух громкими криками. Все это пернатое царство кормится щедрыми дарами моря.




Выгрузка снабжения, топлива и продуктов на АЭ Малые Кармакулы происходило в штатном запланированном режиме. Одновременно с этим группа специалистов устраняли неисправности на автоматизированном метеорологическом комплексе, прокладывали новые кабеля. Грунт здесь очень тяжелый – мергель. Александру Речкину и Сергею Савельеву пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать канаву достаточной глубины для прокладки нового кабеля. Проведена полная инспекция станции с поверкой барометров, выданы необходимые рекомендации по устранению недостатков, обнаруженных при осмотре.



Алексей Филимонов показал на правах старшего, все хозяйство станции. Рассказывал о проблемах. В основном, конечно, самые большие проблемы – обилие вокруг белых медведей и бора. Едей-Я называют архипелаг ненцы, краем летающих собак называют его новоземельцы.



Это явление встречается в России лишь в двух местах: на западном побережье Новой Земли и в Новороссийске. Бора, это местный, чудовищной силы ветер. В зимнюю пору он может достигать 50 м/с и продолжаться с десяток дней, а при такой скорости и собаки летают, как птицы.



Пообщались с молодыми специалистами Стасом и Викой, которые месяц назад прибыли на полярную станцию. Вика до этого почти год работала в Мурманском УГМС, так что ее специально обучать было не нужно, она сразу втянулась в работу, а вот Стасу без специального образования пришлось начинать все с нуля. Но природная любознательность и желание быстрее научиться азам метеорологии сыграли свою немаловажную роль – стажировка закончилась, начинается, как говорят полярники «взрослая жизнь».
Специалистам по связи опять не повезло – установить платформу сбора данных (ПСД) не удалось, т.к. служебный дом находится внизу и угол наклона антенны не позволяет ее эффективно использовать. Для полноценной работы нужны кабели длиной 10 м, а в комплекте ПСД идут только на 5 метров.

О братьях меньших

Со станции мы забрали двух научных сотрудников УрО РАН Института экологических проблем Севера Виталия Спицына и Видаса Кряучюноса, которые два месяца прожили в этих местах, изучая местных представителей пернатых и насекомых.



Они рассказали мне интересный случай. Однажды, когда совершали очередной обход, у подножия скалы был обнаружен птенец мохноногого канюка, который выпал из гнезда. Подняться на скалу и доставить птенца в гнездо (которое необходимо было еще отыскать) представлялось предприятием очень рискованным, оставить его у подножия скалы – означало для него верную смерть от песцов или других хищников. Ребята поразмыслив, решили забрать его с собой и попробовать вырастить его. Их питомец, несмотря на полученные травмы, быстро шел на поправку. Аппетит у него был отменный.



Прошло несколько недель и из гадкого утенка, точнее из гадкого птенца канюка, вырос красавец. Мохноногих канюков еще зовут зимняками, они принадлежат к отряду соколообразных / семейству ястребиных.
По комплекции хищник похож на канюка обыкновенного, но немного крупнее, несколько более длиннокрылый и длиннохвостый. Но эта находка удивительна тем, что ареал обитания этой хищной птицы находится южнее Новой Земли. На данном архипелаге ранее канюков мохноногих не обнаруживали.



Мы устроили фотосессию с этой благородной птицей, больше всех ему по душе пришелся наш пилот-инструктор Александр Макаров.
В планах у ребят адаптировать птицу к естественной среде и выпустить на волю.
Работа нашей группы не прекращалась на станции до поздней ночи. На удивление спать не хотелось (наверное, выспались на судне за длинный переход с ЗФИ). Поэтому, после окончания трудового дня, взяв оружие и фотоаппаратуру, предупредив всех на станции, что прогуляюсь по окрестностям, я в сопровождении четвероногих лохматых друзей отправился на фотоохоту.



Эти суровые места удивительно красивы, особенно, когда наступает короткое арктическое лето. Непередаваемое ощущение чистоты и гармонии природы, вот что первое приходит тебе на ум, когда высаживаешься на берег. А если уйти подальше от метеостанции, остаться наедине с природой, на несколько минут закрыть глаза, а затем открыть их, то начинаешь слышать тундру. И наступает полная Гармония.



Горы, долины, реки и озера этого архипелага никого не оставят равнодушным...
Возвращаясь на полярную станцию, я неожиданно, поднявшись на пригорок, столкнулся нос к носу с настоящим Хозяином Арктики, размеры его были очень даже внушительные. Мне неоднократно приходилось наблюдать «белых хомяков» (так полярники в шутку частенько называют самого свирепого хищника в Арктике) с безопасного места, но один на один в тундре я встретился с ним впервые. Собаки, которые меня сопровождали, как назло куда-то убежали, вероятнее всего за песцом, которого они обнаружили ранее. Расстояние между мной и медведем было метров сорок – не больше. Хищник, вытянув морду, принюхивался ко мне. В моей руке мгновенно оказался безотказный Ремингтон, заряженный, как травматическими пулями, так и летальными, но стрелять даже для острастки мне не хотелось, и я начал диалог с медведем.
– Мишаня, иди своей дорогой, я не хочу причинять тебе вреда.
В ответ медведь запыхтел и встал на задние лапы. Как я в этот момент пожалел, что фотоаппарат был у меня в рюкзаке за спиной, до станции оставалось менее километра, и я подумал, что красивых сюжетов и пейзажей мне больше не поймать в фотообъектив (даже в такой напряженный момент думал об упущенном кадре). В ответ, помня наставления самого известного медвежатника Никиты Овсяникова (лекции и беседы с ним я старался не пропускать никогда), я надел на ствол бейсболку и поднял оружие выше своей головы – ведь стоящий человек воспринимается четвероногим хищником как существо, превосходящее его ростом, а, следовательно, есть вероятность, что и более сильное. Поднятая палка или оружие как бы увеличивает рост человека — в восприятии медведя.
– Миша, ты же сытый, а играть с тобой некогда, мне еще снять нужно выпуск зонда через полчаса,– пытался я втолковать мишке. Медведь фыркнул и сделал шаг в сторону, я проделал тоже самое, только в противоположную.
«Так, начало положено, если все пойдет по плану, то совершим ритуальный круг и разойдемся»,– с улыбкой и любопытством, без тени испуга подумал я и опустил оружие с головным убором. Но тут мой визави опустил голову и зашипел и сделал несколько шагов в мою сторону. Расстояние критически сократилось, а этого допускать с его стороны ни в коем случае было нельзя. Вообще, белые медведи порой напоминают городских хулиганов — если идти на них и не бояться, то вряд ли тронут. Но, что, несомненно: если зверь чувствует, что его боятся, он может напасть. Бегство от белого медведя — лучший способ распрощаться с жизнью, особенно если рядом нет надежного укрытия. Скорость мишки на спринтерской дистанции превышает мировые и олимпийские рекорды Усэйна Болта. Погнаться за бегущим человеком заставит медведя не голод, а инстинкт хищника, который четко знает, что тот, кто испугался и побежал — это добыча. Этот же инстинкт толкает собак хватать за ноги.
– Э, брат, так не пойдет,– я в ответ громко зашипел и сделал резкий выпад наперевес с ружьем в сторону медведя, затем второй (пригодилась школа Никиты).



Произошло ожидаемое, мой новый знакомый позорно пустился наутек. Отбежав метров на сто, он остановился и недовольно посмотрел в мою сторону, но тут подоспели мои верные четвероногие друзья, устав гоняться за песцом, они вернулись ко мне. Хорошенько облаяв непрошеного гостя, отогнав его еще дальше в тундру, псы с достоинством пришли ко мне, получив порцию ласки и легкий выговор за столь долгое отсутствие. Так благополучно закончилась моя первая встреча в дикой природе с белым медведем...

Война в Арктике

Война не обошла стороной и этот, казалось бы, отдаленный край вдали от линии фронта. Здесь в июле 1942 года разыгралась трагедия. Германская субмарина U-601 атаковала два гидросамолета типа ГСТ («Каталина») из авиагруппы Ильи Мазурука, а затем обстреляла здешнюю полярную станцию и сожгла все постройки, включая продовольственные склады.

Из воспоминаний И. Мазурука
«После нескольких часов полета на бреющем решили вернуться в Малые Кармакулы, где можно было заодно подзаправиться горючим, переночевать и с утра продолжать поиски. В бухте вместе с нами заночевала вторая „Каталина“ из Мурманска. Поставив машины на якоря и оставив на них дежурных — по второму пилоту и второму бортмеханику, оба экипажа отправились спать на зимовку. Уставшие от долгого полета, мы заснули мгновенно.
Проснулся я от страшного грохота и, когда открыл глаза, вместо потолка увидел голубое небо и пламя, бушевавшее в доме. Не отдавая себе отчета в том, что произошло, схватил одеяло, чтобы защититься от огня, и в чем был выскочил на улицу, где уже суетились полураздетые зимовщики станции и члены экипажей. То, что я увидел, сразу привело в чувство. Дом и пристройка пылали как факел, а кругом рвались снаряды и свистели пулеметные очереди. В бухте ярко горели оба гидросамолета. Между ними и берегом плыли Матвей Козлов и еще два человека, а у входа в бухту стояла фашистская подводная лодка и била по зимовке из тяжелых пулеметов.
Вытащив ребят из воды, прячась за камни, мы ушли в тундру, где и скрывались несколько дней, без продуктов, без оружия и без верхней одежды... Федор Перов был убит первым залпом по самолету, тело его ушло на дно бухты вместе с обломками „Каталины“. Наверное, это была лодка из „Волчьей стаи“ адмирала Редера»...
70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а люди до сих пор ищут могилы родственников.



Мне удалось разыскать внука Федора Перова – Дмитрия Загривного, который проживает в Санкт-Петербурге. Он много лет мечтал побывать на могиле деда, но все никак не получалось, то разрешение не давали, то еще что. Созвонившись с Дмитрием, я объяснил ему, что буду в Малых Кармакулах и обязательно посещу могилу его деда, по возможности священник отслужит молебен. Обещание свое я сдержал.



В обломках «Каталины» мы нашли прибор от ГСТ, обрывок ремешка от шлемофона и несколько десятков гильз от пулемета. По прибытию из экспедиции вышлю Дмитрию в Санкт-Петербург... Пока мы помним героев – они бессмертны!..

Домой, на южное побережье

Днём и ночью в любую погоду через каждые 3 часа сотрудники метеостанции Малые Кармакулы снимают показания со своих установленных на метеоплощадке приборов, также проводят морские наблюдения, дважды в сутки производится радиозондирование атмосферы.



Прежде чем быть отправленной в Гидрометцентр, информация кропотливо проверяется. Работа этой полярной станции, как и работа подобных ей станций по всей зоне ответственности Северного УГМС, очень важна, ведь от частоты сети наблюдений зависит их точность, а значит, наша с вами метеорологическая безопасность.
Утром за нами прилетел вертолет, мы тепло попрощались с полярниками, по обычаю пожелав им легкой зимовки. Наш курс теперь лежал на южное побережье... Баренцева моря.[b][/b]
14
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Екатерина Козлова
2
Очень интересно, и фотографии хороши) Репортажи об Арктике – моя слабость.
Алекcандр Обоимов
2
Спасибо! У меня тоже слабость к Арктике!
Константин Копач
1
А я свои отчеты о посещении Новой Земли так и не написал... Попадал в Бора (местные "приезжие" жители делят его на несколько вариантов "вьюга-1, 2, 3, 4") на второй вариант. Тяжело мне тогда  далась прогулка в 400 метров... Спасибо за репортаж!
Алекcандр Обоимов
1
Нам с погодой повезло ... все три раза, когда мы посещали Новую Землю в этой
Марина Черкашина
0
Класс! Фото отличные! Описание тоже! Новая Земля - обожаю! Зимовала на Мысе Желания. Самая северная точка Новой Земли.
Алекcандр Обоимов
0
Мыс Желания не самая северная точка Новой Земли))) На острове - мыс Карлсена...
Дмитрий Загривный
0
Уточнение - "два гидросамолета типа ГСТ («Каталина»)" - ГСТ 118 ОРАП СФ, командир - Елькин Л.И., PBY-1 "Gyba" ГУСМП (бортовой номер Н-243), экипаж: пилоты- Мазурук, Козлов, Сырокваша, механик Косухин, второй механик Перов, штурман Жуков, радист Челыгаев. В СССР все самолёты этого типа (Guba, Catalina, Nomad, ГСТ) называли "Каталинами". Отсюда - нестыковки в мемуарах. Н-243 - самолёт, который СССР купил для поисков Леваневского. См. http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=237
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.