Долина мёртвых экскаваторов

Морозовский карьер – один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 7 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная.



1.
Это – одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. Запасы почти исчерпались, добывать здесь уголь стало не рентабельно. В 2009 компании отключили электроэнергию – за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами.



2.
Пару лет назад Морозовский карьер был самым популярным местом среди украинских любителей индастриала. Но с каждым месяцем «экспонатов» становилось всё меньше, а попасть к ним всё труднее. При Януковиче большинство железных монстров разрезали на металлолом – под надзором вооружённой охраны. В небытие отправилась и главная достопримечательность карьера – роторный экскаватор. Это фото 2013. Сейчас от него осталась только основание. Стрелу и верхние надстройки успели распилить.



3.
Звали монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто – экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час!



4.
Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра. Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)



5.
Весила махина 4 000 тонн. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку.



6.
Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.



7.
Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Их срезали на металлолом первыми. Теперь уже и самой стрелы не осталось.



8.
Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно.



9.
Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса склепали больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.



10.


11.
А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы – 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля.



12.
Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе. Местные говорят – глубина «высотой с три столба». Каждый день уровень воды поднимается на 1 см.



13.


14.
Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле – стрела правого экскаватора 70 метров. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.



15.
Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Привезли его из Германии, после Второй мировой.



16.
Мост самоходный. Это – чуть ли не единственный объект в карьере, до которого не дошли любители металла. Не успели.



17.
Еще в карьере были два старых немецких экскаватора, тоже трофейных. Но их разрезали на металл первыми. Это не Германия, где такие карьеры превращают в музеи. А жаль.
16
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Mihail Galuga
1
Напоминает S.T.A.L.K.E.R., классный репортаж....
Виталий Милевич
Ага, я когда там бродил, тоже Сталкера вспоминал))
Yury Rudyak
0
..."стабилизация" по рецепту заокеанья парашами и путлерами...двумя сапогами одной пары!...
Алексей Ильин
1
Да уж, жутковато это все выглядит... Интересный рассказ!
Виталий Милевич
Спс. Рад, что понравилось)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.