Дневник путешественника. Продолжение 3




При входе на постаменте возвышается Эльфдаленская Порфировая (значит из розового гранита) ваза (высота вместе с постаментом 485 см), подаренная Николаю I шведским королём Карлом XIV в знак добрых отношений после многочисленных войн между странами. Далее расположен прекрасный Карпиевый пруд, в водной глади которого отражаются зелёные кроны деревьев, синь неба и белый пух мелких облачков. Плавают два гордых лебедя, чайки, уточки, порхают воробьи с голубями. На лавочках сидят счастливцы, по другому и не скажешь, потому что невозможно не улыбаться в этом месте. Куда дальше идти, я не знала, просто пошла вглубь тенистых аллей. Дошла до Красного сада с Малой Оранжереей, в петровские времена здесь высаживали экзотические растения, а также аптекарские травы и овощи. Сейчас тут тоже много чего есть: шалфей луговой, подсолнечник декоративный, душица обыкновенная, кольраби, спаржа, артишок (его ввезли в Россию при Петре, про другие точно не знаю), разные виды лимона и апельсина, есть деревца, у которых только ещё цветочки, а есть уже и с жёлтыми или оранжевыми плодами.



В центре – фонтанчик. По периметру – лавочки. На лавочках среди такой красоты посидеть особенно приятно! Вот тебе и «царский огород» (в петровские времена так и называли Летний сад).



Продолжая исследование, добралась до Кофейного домика с видом на набережную Фонтанки. Интересный момент с этим архитектурным дивом. В 1925 году при ремонтных работах строители обнаружили подземные тоннели под домиком (для чего они так и не выяснили).



Рядом с кофейным домиком симметрично располагаются боскеты – «зелёные кабинеты». Входишь, можно сказать, в зелёный тоннель; сквозь растения, обвившие перегородки с внешней стороны, проскальзывают яркие солнечные лучи, отчего листва кажется неправдоподобно изумрудной. Льюис Кэрролл, наверное, и начал писать свою «Алису в стране чудес», побыв в месте, подобному этому. Как зачарованный идёшь, широко раскрыв глаза (куда уж шире) и выходишь на площадку, где полукругом стоят лавочки в углублённых нишах из растений. Восхищаюсь человеческой мыслью, которая смогла придумать и воплотить такое!
Пройдясь по главной аллее, пришла к фонтану «Пирамида» из белоснежного мрамора, именно такой фонтан возжелала Екатерина I. Народу тут прилично! Бабушки и дедушки с внуками, влюблённые парочки, девушки в красивых платьях, устроившие себе фотосессию. От ветерка долетают прохладные брызги, которые весьма кстати бодрят уставших путников. Время приблизилось к двенадцати, а казалось, что пролетело одно мгновение.



Решила найти лавочку, где бы можно было спокойно отведать наиспелейший персик и бутебродики. От фонтана в четыре стороны расходятся аллейки, доверившись моему внутреннему компасу, выбрала одну из них. Так я и дошла до Парадного партера с Коронным фонтаном. В очередной раз потеряла дар речи, хотя и так почти молча всегда хожу, не считая просьб сфотографировать меня на фоне очередной местной достопримечательности. Задача «найти удобную лавочку» - решена, даже очень успешно. Удобная, со спинкой, высокая (можно ногами) болтать, лавочка. Вокруг пейзаж, который теперь будет мне во снах сниться: «витиеватые» газоны, цветники, вазоны «под старину», скульптуры, ну и кончено же самый большой фонтан здесь! Узнала новое словосочетание «золочёные маскароны» - скульптурные украшения в форме головы человека или животного анфас, таким и украшен фонтан. Позади лавочки видна набережная Лебяжьей канавки. Раньше партер располагался перед дворцами Екатерины I и Анны Иоанновны. От увиденного здесь я сперва забыла, для чего пришла, но услышав довольно бурное урчание моего желудка, вспомнила о своём туристическом пайке. В таком месте даже сухари покажутся наивкуснейшим караваем. Эстетическое удовольствие пообедать, пусть и скромно, в Летнем саду, а потом просто посидеть на лавочке, облокотиться на спинку и ощутить себя здесь и сейчас, никуда не спеша и не волнуясь. Чудесно отдохнув, проверила в фотоаппарате сделанные снимки, записала в Дневник самые интересные моменты, посмотрела на время и отправилась в путь. По плану у меня Русский музей, мимо которого я сегодня проходила, по графику он сегодня (по четвергам) работает с 13 часов. Но сюда ещё вернусь, это точно! Даже если дождь будет!
Главное здание музея находится в Михайловском дворце. Тут два основных входа, я вошла через корпус Л. Н. Бенуа, именно здесь отмечалось 45-летие творческой деятельности Ильи Репина.
Очередь оказалась совсем уж маленькая, даже как-то и не солидно стоять. Шутка!
Я начала с конца, с 20 века. Рассмотрела фарфор, майолику и стекло. Шахматные фигурки, панно, статуэтки с вазами, разрисованы пёстро, ярко, тут и Сталин, серп с молотом, девушки в красных косынках, Александр Сергеевич вольготно устроился с пером на софе.
Сказочно-былинные мотивы Врубеля. Всё-таки как всё по другому ощущается, когда ты в подлиннике видишь ту картину, о которой столько наслышан. Открытки и интернет - это совсем не то! Через них не прочувствуешь силы и мощи произведения. В зале Врубеля именно так. Некоторые из посетителей даже присели от увиденного.
В Русском музее картины смотрятся спокойнее, нет гомонящей толчеи, много света и простора, картины расположены на дальнем расстоянии друг от друга, температура самая приемлемая, легко дышится.
Произведения М. Нестерова так вообще располагают к покою, внутреннему созерцанию. Просто люди, деревня, старый уклад, русские пейзажи, милые берёзки. Около «Портрета дочери» постояла несколько минут.
Запомнилась «Деревня на берегу моря» (эскиз к мольеровскому «Дон Жуану») А. Головина.
«Балаганы», «Цветущая глициния», «Купчиха», «Масленица», «Купчиха за чаем». Ярко, пышно, сочно. Одним словом (в данном случае – фамилией) - Кустодиев.
Мимо картин И. Машкова, одного из мастеров «Бубнового валета», тоже не прошла. Особенно запомнилась «Автопортрет и портрет П.П. Кончаловского».
В Русском музее самое большое количество работ Каземира Малевич… «Чёрный квадрат» затмил почти всё творчество художника и, наверное, напрасно! «Красный квадрат» тоже хорош! Но вот больше всего меня удивила фарфоровая посуда в направлении суперматизма. От невероятного чайника я долго не отходила, смотритель даже как то нервничать стал.
«Девушка в футболке» А. Самохвалова как живая, кажется, что вот-вот и она протянет левую руку из-за рамы. Да, не зря такие художники получают Золотые медали на международных выставках в Париже.
Подойдя к картине А. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь», оказываешься около приоткрытого окошка, на котором стоит ваза с пахучей сиренью, ощущаешь дуновение ветерка и капли от дождя, слышишь, как листья берёзки машут тебе своими зелёными листочками. И это совсем не преувеличение!
Диалог с картиной «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана» Я. Крестовского тоже оказался долгим. Стоишь, стоишь, смотришь, то одно увидишь, потом ещё заметишь какую-нибудь вещь, столько часов на стене, показывающих разное время, сгорбившихся часовщиков. Они чинят, смазывают, смотрят в свои специальные лупы, время проходит, сами они уже седые и с бородками, а часы всё как ломались, так и ломаются, и люди несут их мастерам.
А. Яковлев и его Русский Север. «Возвращение охотников» - серый цвет, кусочки белого сахара, печеньки, кипящий чайник, охотник, аппетитно нарезающий еду. Тема еды для туриста – особая тема!
Ещё одна тема, близкая для путешествующих людей. Картина «Очередь» А. Сундукова не оставила равнодушной. Вспомнились очереди за билетами, но эти воспоминания в тандеме с картиной вызвали добрую улыбку-усмешку.
Ф.Инфанте-Арана и его «Точка в своём пространстве» тоже меня остановила по дороге. И я поняла, почему. Я, как точка на картине, хожу-хожу кругами и оставляю невидимый след своих мыслей и впечатлений от увиденного.
В зале Н. Рериха с удовольствием провела время. Люблю Рериха. Его картины завораживают цветом, светом, сюжетом. Смотришь на них и думаешь, в каких странах художник бывал, сколько видел необычного, изучал, писал…
И вот я добралась до «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года» И.Репина. Нда, здесь к месту будет выражение «размер имеет значение». Я вначале ещё пыталась выяснить, кто там изображён: император Николай II, великий князь Михаил Николаевич, граф К. Пален, министр финансов С. Витте, а потом всё. В этом зале так много красного, аж в глазах покраснело. В общем, от увиденного я умостилась на бархатную лавочку между двумя дамами, закрыла глаза и стало так хорошо.



Прошло минут 5. Сделала попытку встать и поняла, что мои летящие балетки, оказывается, тоже с характером, обновили старые мозоли. Да что ж такое, как тут с обувью быть?! Сцепив зубы, поплелась, именно поплелась дальше. Я уже понимала, что у меня вариантов нет, я прошла половину, выход в двух местах – или идти дальше, или возвращаться. Так-что, я мужественно пошла вперёд. Кто сказал, что искусство – это легко? Пока смотрела вокруг, попутно думала про обувь и кое-какая мысль путёвая у меня созрела…
К. Айвазовский со своими дивными морскими пейзажами значительно улучшил моё «мозолистое» настроение. Вот талант какой, прямо слышишь этот девятый вал, шум мятежного моря, ощущаешь силу ветра. Очень бодрит, если фантазия развитая.
Про «Последний день Помпеи» К. Брюллова скажу словами Вольтера, картина «необычная, эпическая», равнодушным не оставит, не зря ею восхищались и в Риме и в Париже. Только оставляет она горький осадок, шутка ли, целый город погиб.
Сам Михайловский замок тоже не оставит равнодушным своей красотой. Воочию увидела творение Карла Росси в стиле высокого классицизма (тот же ампир, тот же имперский стиль, возникший в правление Наполеона), до этого только в журналах да в интернете читала. Я далека от темы архитектуры и интерьера, знаю самые расхожие термины (эркер, портик, анфилада и т.д.), так что даже достойно описать не смогу. Просто красиво: колонны белые, ступеньки, расписанные потолки, великолепные люстры, высокие окна с незабываемыми видами.



Остальное допишу завтра, ручка выскальзывает из руки и глазам не помогут никакие спички!
10 июля
Очень раннее утро…
Проснулась…В комнате так ярко от солнышка, вначале подумала, что я дома и проспала на работу. Оказалось это просто питерское утро, и такое бывает.
Сейчас лежу, подушки приподняла повыше, чтобы удобно писать. С удовольствием вспоминаю вчерашний день, особенно Летний сад с его лимонными и мандариновыми деревьями в кадках, уточек с лебедями в пруду, тенистые аллеи, изумрудную траву, ароматные розы, весёлые и бодрящие звуки от фонтанов, уютные лавочки. Красота какая! Даже от воспоминания настроение поднимается!
Сегодня уезжают Татьяна Николаевна и Катюшка, с которыми удавалось только обрывками поговорить по телефону да несколько смс отослать. Ну хоть вчера им с погодой повезло, сегодня, может быть, тоже солнышко не захочет покидать чудесный Питер!
Вчера не успела описать ещё один важный момент, очень важный. Обувь, всё-таки, является одним из первоочередных пунктов, который путешественник должен особенно тщательно продумать, если знает, что ему предстоит долго ходить по мощёным дорогам, в дождь и слякоть. Балетки – это тоже хорошо, в них легко и свободно, но только в солнечную погоду. Резиновые сапоги и галоши отлично подходят в дождь, но если вдруг погода резко меняется на солнечную, то лёгкости походке и оптимизма это совсем не прибавит. Вчера я прозрела во второй половине дня и действительно научилась смотреть по сторонам. И заметила в других опытных путешественниках, что все они в кроссовках, в платьях, юбках, брюках, но обуты в кроссовки. Редко когда смотришь на обувь прохожих и я до вчерашнего дня тоже не особо всматривалась, пока, как говориться, петух не клюнул в одно место. После Русского музея, плотно закусив на лавочке в сквере Площади искусств в компании Александра Сергеевича и голубей на его голове, я отправилась искать магазины обуви. Потратив прилично времени, обойдя не один магазин, пришла к выводу, что кроссовки стоимостью в 3000-4000 рублей для меня слегка дороговаты. Присела на лавочку отдохнуть. Отдых пошёл на пользу, так-как вспомнила, что в один из дней я проходила по Измайловскому проспекту и увидела вдалеке киоски и палатки с товаром. От Гостиного двора, конечно, не так близко как хотелось бы, но рискнула пройтись, автобусными маршрутами стараюсь пользоваться поменьше, во-первых, они быстро едут и ничего не видно, а во-вторых, я даже порой не понимаю, где тут их остановки, люди иногда просто машут рукой и автобус тормозит. Добравшись до рынка, с радостью отметила, что лотков с обувью было много. Мне хватило 30 минут, чтобы выбрать, померить и купить. Чёрные плотные кроссовки на подошве средней толщины, мягкая внутренняя отделка и, самое главное, розовые шнурки. Они меня сразу привлекли, мимо пройти не смогла. Лето всё-таки, так - что розовый цвет – самое то!
Купив мою «розовую прелесть», отправилась на встречу с Олей. Для меня готовился какой-то сюрприз. И какой. Меня, голодную (уж извините за почти постоянную тему еду), с мозолями повели в кафе. Там, на удобных мягких диванчиках золотистого цвета с видом на незабываемую архитектуру в свете заходящего солнца Загородного проспекта, накормили пирогами с черникой и горячим чаем. Мои бутерброды с фруктами днём - это тоже отлично, я не жалуюсь, но вот такие моменты, как приятная дружеская компания, мягкие диванчики, ненавязчивая приятная музыка и мысль, что сегодня уже не надо никуда идти и изучать, я с достоинством и благодарностью оценила вчерашний вечер. Вот, собственно, что я вчера не успела описать. Теперь надо вставать и готовиться к сегодняшнему дню, как раз опробую свои кроссовки, я возлагаю на них большие надежды. За окном уже опять пасмурно. Хм. Ну и ладно. У меня теперь не только дождевик, но и волшебная обувь (ну надеюсь, что волшебная).
Пишу из Петропавловской крепости, присела на основание одной из колонн собора, идёт проливной дождь. Но я успела обойти все основные достопримечательности.



Приехала на метро до станции «Горьковская» (не далеко от неё жил Максим Горький), которая мне очень понравилась своим космическим видом. Оказывается, станция из-за своего близкого расположения к Неве к 2005 году стала испытывать проблемы с гидроизоляцией, в 2008 году её закрыли на реконструкцию, а в 2009 году жители увидели это чудо человеческой мыли. Прогулялась по Александровскому парку. Земля, на которой находится парк, долгое время оставалась гласисом - пологой земляной насыпью перед наружным рвом крепости; возводили с целью улучшения условий обстрела впереди лежащей местности, маскировки и защиты укрепления. Только при Александре I и Николае I начали осуществляться попытки как-то облагородить эту территорию, особенно хотелось этого министру финансов Канкрину, который часто приезжал сюда из-за расположенного неподалёку Монетного двора. К 1845 году парк открылся. Пока бродила по парку, набрела на очередное диво. Мини-город основных петербургских достопримечательностей, открытый в 2012 году. Идёшь так, а внизу Исаакиевский собор, или Дворцовая площадь, некоторые даже присаживаются на мини-здания. Было очень приятно сфотографироваться в такой почётной компании архитекторов как Растрелли, Росси, Трезини, Монферран, Тома де Томон, правда бронзовых, но это не важно (скульптурная композиция «Зодчие»), всё - равно здорово! Ну что за город такой, куда ни глянь, всё-какие особенные достопримечательности!



Перешла Иоанновский мост через Кронверкский пролив. Слева за перилами моста в воде увидела на вертикальном бревне Зайчика, он весь в монетках, народ его тоже приметил и стал метить в него мелочью, я тоже пару раз кинула, но так-как у меня были монеты по 10 и 5 рублей, я как-то скромно покидала и пошла дальше. Мост мощён брусчаткой и вот тут-то мои чудо-кроссовки оказались к месту. Ближе к перилам моста есть асфальтированная узкая пешеходная часть и люди, которые в лёгкой летней обуви, стараются пойти по ней, а те, кто в кроссовках, т. е. я и ещё несколько счастливцев, гордо прошли по центру моста. Теперь мне нравиться ходить по мощёным брусчаткой дорогам, непередаваемое ощущение. Сама история ходила здесь!



Прошла Иоанновские ворота, представила, как в них въезжали исторические личности, от которых зависела судьба России и такое чувство возникло необъяснимое. Прошла Петровские ворота – триумфальные ворота петровского барокко. Арку украшает аттик с полукруглым фронтоном, на котором деревянное панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», т. е. символ победы России в Северной войне.
Посетила Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла). В него приличной длины очередь. Туристы с каким-то особым азартом фотографируются на фоне монарших гробниц. Долгое время этот собор (122, 5 м) считался самым высоким зданием в городе, но в 2012 году потерял свой статус. Шпиль собора я видела почти отовсюду, пока гуляла по Петербургу.
Я совсем недолго пробыла в соборе. Тяжёлая угнетающая атмосфера от усыпальницы. Как представила, что в этих мраморных гробах лежат останки людей, так просто чуть не задохнулась. Может, если бы я не интересовалась историей и не знала многие её моменты, то мне бы было проще. И уж точно не стала фотографироваться здесь. В итоге я осмотрела потолки, иконостас и убежала на колокольню. Вот там как-то свободнее стало. В 1756 году в шпиль ударила молния и он сильно накренился, никто не брался за реставрацию, так-как в то время это было очень опасно, лишь в 1830 году, смельчак Пётр Телушкин согласился на рискованное дело, которое успешно довёл до победного конца, получив по легенде 5000 рублей и пожизненную привилегию на бесплатную чарку водки в любом питейном заведении. Счастливчик по прошествии времени, поставил клеймо на правой щеке, чтобы с грамотой не таскаться, и, зайдя в кабак щёлкал себя по правой щеке, оттуда вот и известный жест всех любителей выпить.



Поднимаясь вверх по истертым временем ступенькам с особым чувством вдыхала воздух, осматривала и щупала стены. Рассмотрела карильон, один из самых больших инструментов в Европе, является совместным проектом Бельгийской королевской школы в Мехелене и Государственного музея истории Санкт-Петербурга.



Добравшись до площадки, немного разочаровалась, так как она заделана железной сеткой через которую не очень то видна панорама крепости и города. Но зато колокола рассмотрела.



Продолжение следует...
1
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.