Даргавс. Город мертвых

История с этим местом в наших поездках занимает далеко не последнее место. В этот город ехать мы не планировали и даже не знали про его существование, но дважды Вселенная направила нас в сторону гор Северной Осетии. Первое упоминание о Даргавсе в нашем проекте появилось за пару месяцев до разработки Турецкого маршрута. После насыщенной поездки в поисках тюльпанов Калмыкии, в которой случилась незабываемая история с нашим арестом и дальнейшим отклонением от маршрута в сторону древнейшего святилища, мы оказались в Минске у родственников. На улице шел дождь и мы коротали послеобеденное время перед телевизором, изучая культуру братского государства. По одному из местных каналов мы увидели сюжет о необычных постройках в горах Северного Кавказа, в которых находились древние склепы. Я тогда сказал, что нам надо будет обязательно в следующем сезоне поехать в это место. На этом обсуждения о Даргавсе закончились, мы записали название в бортовой дневник и больше про город не вспоминали. Мы вернулись в Москву и, спустя некоторое время, запланировали очередную поездку в Турцию, которая не пустила нас год назад со стороны Болгарии из-за беспорядков в Стамбуле. На этот раз мы решили штурмовать Османскую Империю со стороны Кавказа, через Осетию и Грузию, а заодно окунуться в красоты края Боржоми и Родину хачапури.
Поскольку и Грузия и Турция оформляют все необходимые документы на въезде в страну, не требуя подготавливать заранее грин карту и страховку на авто, очередная поездка не заставила себя долго ждать. В течении нескольких дней мы составили маршрут и собрали вещи. Рано утром, погрузившись в авто, мы отправились в путь. В очередной раз трасса «Дон» позволила засветло добраться до Таганрога и заночевать у Родни. К вечеру следующего дня мы уже были на границе России и Грузии, где нас остановили сотрудники ГИБДД и в вежливой форме объяснили, что не смогут нас пропустить. От них мы узнали, что на горном перевале сошла большая сель и дорога закрыта по прогнозам аж на месяц. Альтернативой объезда были Южная Осетия и Азербайджан. Южная Осетия была исключена сразу, так как у нас с собой были только загранпаспорта. Вероятность проблем в Грузии из-за штампов в загранпаспортах этой непризнанной республики была велика. Азербайджан тоже отпал: частично из-за неспокойной обстановки в Дагестане, через который пришлось бы ехать и из-за информации о двухнедельной очереди из машин, которые уже два дня прибывали в сторону границы в попытках объехать сошедшую сель. Долго думать не стали и направились в гостиницу. Подробно о поисках гостиницы мы уже писали в статье «Кавказ. Другая сторона медали», но еще раз хотел бы отметить гостиницу «Кавказ» (Planeta Lux), на улице Ватутина. В ней мы и поселились. Вот так в очередной раз нас не захотела видеть Турция.

Вечером в отеле мы изучали через интернет достопримечательности Северной Осетии и поисковая система выдала нам фотографии того самого интересного места, которое мы некоторое время назад обсуждали, сидя перед телевизором в столице Беларуси. Так мы в очередной раз узнали о Даргавсе. Как Вы уже поняли, сомнений не было никаких и утром, после завтрака и порции свежевыжатого, на центральном рынке, гранатового сока, мы отправились в Даргавс. По дороге мы заехали в Аланский Успенский мужской монастырь, который расположился в Куртатинском ущелье. Насколько мне известно – это самый высокогорный монастырь на территории России. По уже сформировавшейся традиции, я окунулся в купели, которая представляла собой небольшое ответвление горной реки. Вода оказалась крайне холодной, что очень сильно взбодрило.

Тут же, у купели, мы собрали горную мяту, на которую нам любезно указали местные коровы. Выпив по кружке горячего чая мы отправились дальше.

По дороге нам встретилось несколько интересных развалин крепостей и огромное множество красивых зеленых лугов.

В Даргавс мы добрались очень быстро. Горные дороги в этих местах хоть и не имеют асфальтного покрытия, но пребывают в хорошем состоянии и если не лихачить и быть аккуратным на серпантине, можно вдоволь насладиться горным воздухом и местными красотами без особого риска.

Город мертвых находится на самом краю села Даргавс, которое является местным райцентром. Поселение известно с древних времен и относится к эпохе бронзы. Из ряда источников мы узнали про немалое количество археологических раскопок в этом месте и о древних культурах, проживавших на этой территории. Но нам был интересен в этой поездке именно город мертвых. История города мертвых такова: в этих краях была чума, население вымирало тысячами и люди, которые понимали, что страдают смертельным недугом, уходили в отведенные места, взяв с собой еды и воды на несколько дней.

Таким образом Даргавс стал самым крупным некрополем современного Кавказа. Не обошли это место стороной легенды и тайны, которые окутывают город. Местные сюда не ходят и рассказывают про проклятья мертвецов, про то, что из города мертвых еще никто не возвращался, повествуя о том, что сама Природа пытается оградить эти места от присутствия человека и сход ледника Калка, где погибла съемочная группа Бодрова, тому пример.

От себя лично скажу: место это действительно завораживает и пугает, особенно, когда видишь в открытых склепах множество останков людей, но если Вы остаетесь в душе человеком и чтите традиции и память людей, покоящихся здесь, думаю, Вам нечего бояться. Увы, не все люди это понимают. Сотрудница музея рассказал нам, что во время смены режимов в разные времена склепы грабили мародеры.

Даргавс для них являлся злачным местом, так как по традициям этих мест, люди уходили умирать при параде: в красивых одеяниях, украшенных серебряными шашками и газырями у мужчин и множеством ювелирных украшений у женщин. И чем больше и красивее склеп, тем знатнее и богаче человек в нем покоится. Но, не будем о грустном. Побродив в тишине по усыпальнице далеких предков кавказских народов, мы отправились дальше, в Кармадонское ущелье, на место гибели группы Бодрова, но об этом мы уже писали ранее и это совсем другая история…