Броня крепка и наши танки тоже

Как истинный православный должен хоть раз в жизни посетить Иерусалим или, в крайнем случае, Киево-Печёрскую лавру или хотя бы Троице-Сергееву, как правоверный мусульманин должен совершить хадж в Мекку и Медину, так подросток, юноша, мужчина увлекающийся техникой, хотя бы немного, должен посетить Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Начали собирать коллекцию с 1938 года, сначала как закрытое учреждение для учёных и конструкторов. с 72 года вход был ограничен из соображений секретности, а с 92 года коллекция музея стала доступна всем желающим.

Въезд в Музей находится на Минском шоссе в направлении Можайск-Смоленск. Для тех кто поедет с восточного направления предстоит знакомство с МКАД и многочисленными бесконечными пробками, создаваемыми, в том числе, "бойцами катка и отбойного молотка". Наберитесь терпения. Можно попробовать проехать через Москву, но при выезде на шоссе всё рано будут затруднения - две полосы, аварии, подрезания и т.д. и т.п.. В этом вопросе 100% лотерея - как повезёт. Мимо не проехать, на повороте к музею стоит танк КВ-3 /одна из модификаций/. Если ехать из Москвы надо поехать мимо - до развязки и вернуться обратно. Съезд выглядит, как запущенный, недоделанный или давно не ремонтированный.
Но итог - три-четыре часа в мире брони и стали. Следует учесть, касса закрывается в 18-00, вход в 19-00. Металлические предметы, даже маленькие перочинные ножи на входе отберут. Правда, проверяют довольно поверхностно. На Арене-2000 и в Горке досматривают намного тщательнее. На территории есть два кафе, но цены ввиду отсутствия конкуренции и других вариантов не поддаются никакому осмыслению.
Семь ангаров с образцами отечественной и зарубежной техникой. Танки, в основном, БТР, сапёрная и мотоциклетная техника. Если смотреть в целом, можно проследить путь танка от "гусеничной бочки" до современных компьютеризированных монстров. Прыгающих, летающих, экспериментальных, но всё равно таких пугающе прекрасных.

Сразу у входа встречают танки Великой Отечественной войны - Т-34, его поздняя модификация Т-34-85, Т-50, ИС-2, ИСУ-152, созданная для уничтожения "Тигров" и "Пантер" фашистской Германии. И два танка передававшихся Америкой по "Ленд-лизу" - M5A1 и Mark III.



Т-50 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в 1940 году в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга. При активном участии конструкторов И. С. Бушнева и Л. С. Троянова. Выпущено 65—75 лёгких танков Т-50, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года. Считается одним из лучших танков мира в своём классе.


Трогать, лазить по технике категорически запрещено - смотри, но не трогай.

Первые три ангара отданы под отечественную броню. Немного странно, но первый ангар расположен дальше всего от входа. В четвёртом отечественные бронеавтомобили. По пути к нему по бокам центральной аллеи на постаментах расположены бронеавтомобиль фирмы "Остин" "Путиловец" /или очень похожий/, с которого "дедушка" Ленин всех послал на Финляндском вокзале.



Легкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, Т-34 "Полярник" и ИС-3, в конце аллеи два танка тип М и Т-18.



Танк БТ-2. Создан советскими инженерами на базе танка американского конструктора Дж. У. Кристи, специализировавшегося на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков. Советской комиссии, прибывшей в конце 1929 года Кристи предложил усовершенствованный танк M1940. В конце апреля 1930 года после длительных и трудных переговоров был подписан договор на продажу СССР двух танков M1940 по цене 60 тысяч $ с технической документацией и лицензией на производство. Тем более циркулировали слухи об интересе Польши, которая в то время считалась вероятным противником, к этим машинам. В конце декабря 1930 машины были отгружены в СССР. Полученные танки оказались без башен, за что с Кристи удержали 25 тысяч $. Поэтому он отказался от работы в СССР, хотя и выражал активное желание доработать конструкцию под требования РККА. Планировали собирать эти танки на Ярославском автозаводе, но стало ясно, что производство столь сложного танка заводу не под силу. В итоге всё завершилось размещением заказа на Харьковском паровозостроительном заводе, после отмены заказа на Т-24, оказался свободен. Вначале лета 31 года по итогам испытаний были выявлены недостатки конструкции, требовавшие доработки. Доработка танка была выполнено в специальном КБ под руководством Н. Тоскина. О простом копировании уже речи и не было, при том что башню танка вообще ещё нужно было создать. Несмотря на производственные и технические трудности было изготовлено - в 1932 было 396 танков, в 33 — ещё 224. В связи с началом производства танка БТ-5 (БТ с новой башней 45-мм пушкой) производство БТ-2 было прекращено.




Танк тип М. По указанию В. И. Ленина в 1919 году наша промышленность приступила к постройке первых советских танков. Броневые листы для них изготовлял Ижорский завод, двигатели — АМО, головным предприятием был утвержден Сормовский завод. За прототип взяли захваченный у белогвардейцев танк «Renault-FT17».




Танк МС-1 (Т-18). Танк малый сопровождения. Создан в 1925-27 годах на основе французского танка Renault FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составляли основу танкового парка РККА, но быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в боях на КВЖД, но в 1938-39 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения. В незначительном количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её этапе.




Танк Т-34-85. Находился на вооружении 40 стран.




Тяжелый танк ИС-3.


Где-то на задворках за седьмым павильоном - броневагон. Судя по надписи на борту принимал участие в обороне Ленинграда.



За 1-4 павильонами поле для показательных выступлений, на котором установлены танки по которым можно полазить, потрогать, сфотографироваться.

 


Техника расставлена не очень удачно. Сзади не подобраться, вокруг не обойти, люки закрыты и даже заварены, сверху не посмотреть. Наша техника поставлена против окон, поэтому фото получаются с засветкой если день солнечный. Поиск ракурса для съёмки задача весьма нетривиальная. Что удивило и порадовало посетители довольно лояльно относились друг к другу - ждали пока кто-то сделает кадр, пропускали и старались уйти. Запаситесь запасными батарейками или аккумуляторами. А фотографировать есть что.



Танк Т-35. Все машины были уничтожены. Две машины участвовали в обороне Москвы 1941 году. Единственный экземпляр.




Самоходная артиллерийская установка СУ-100у. 1940 год. На базе танка Т-100. Единственный опытный образец.




Опытная тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-152. На базе танка ИС-3. Повышенная бронезащищённость. Отделение управления совмещено с боевым.


[imghttp://img-fotki.yandex.ru/get/5110/13686356.1/0_b4daa_40be709a_orig[/img]


В пятом ангаре образцы техники США, Канады, Британии и полученные по леднлизу и частично захваченные в Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Как удалось услышать, Советский Союз предоставлял свою технику с условием, возможно негласным, что вся захваченная не Советская техника будет передана для изучения. Есть довольно занимательные образчики.



На переднем плане средний танк M48A5 "Генерал Паттон III". Модернизированный танк серии M48.


 


Средний танк M48A3 "Генерал Паттон III". Конструктивные новшества - полностью литые броневой корпус и башня эллипсоидной формы. По данным на 2010 год несмотря на устарелость ещё остаются на вооружении различных стран.[/center]

В шестом техника фашисткой Германии. "Тигры", "Пантеры", один из двух построенных Германией "Maus" (Porsche 205), взорванный немцами, но собранный и доставленный в Россию. Жуткая штуковина - почти 200 тонн, орудие 128 мм, 30 литров солярки на 1 метр пути. Как человек в агонии начинает бредить, так и фашистское государство уже не зная как отсрочить финал, придумывало таких "чудовищ".



Ещё одно порождение "сна разума" - самоходная мортира "Карл" /на борту Адам/, калибр 600 мм. Подобные орудия обстреливали сооружения линии Мажино, Брестскую крепость и применялась при подавлении восстания в Варшаве.



Примотритесь. Ничего не напоминает? Именно так, это немецкое "чудовище" попытка создать танк по образцу Т-34. Не помогло.



Средний танк Pz. Kpfw V "Panther". Знаменитая "Пантера" немецкий средний танк Второй мировой войны. Был разработан фирмой MAN в 1941-42 годах как основной танк вермахта. «Пантера» была вооружена 75 мм орудием KwK 42. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, именовалась Т-5 или Т-V. Первое применение «Пантеры» - битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» являлась лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и ряд специализированных машин.


 


На переднем плане знаменитый "Тигр" - тяжелый танк Pz. Kpfw V "Tiger I". Немецкий тяжёлый танк Второй мировой войны, прототипом являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале—марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. Всего построено 1354 штук. Далее 380 мм штурмовая установка "Sturmtiger". Другое название Sturmpanzer VI — немецкая тяжёлая самоходная артиллерийская установка Второй мировой войны - штурмовое орудие. Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка «Тигр» и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях. Всего в 1943-45 годах из танков было переоборудовано 18 «Штурмтигров», включая прототип. Ограниченно применялись в боях практически до самого конца войны, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, не оказали заметного влияния на ход боевых действий «Штурмтигры».[/center]

Седьмой ангар техника Японии и стран Европы.

 


Танки появились во время Первой мировой войны. Когда война превратилась в окопную и глубоко эшелонированную, потребовалась техника для прорыва проволочных заграждений, подавления пулемётных точек.



Средний танк MK-V "Composite". Британский танк Первой мировой войны. Выпускался в двух модификациях, различавшихся вооружением: «самец» масса 30 т — со смешанным пушечно-пулемётным
вооружением и «самка» масса 28 т — с пулемётным вооружением. Несмотря на множество недостатков, они успешно участвовали во многих сражениях и широко использовались в армиях других стран: 77 машин англичане передали французам 1 ноября 1918 года, несколько экземпляров были и в армии США. Трофейные Mk IV были в кайзеровской армии, а Mk V — в войсках интервентов и «Белой гвардии» в России. Некоторые из них были захвачены Красной Армией и названы «Рикардо», по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата (использовались до 1930 года). После войны только танки Mk V и Mk V* состояли на вооружении британской армии Несколько машин было в Латвии, Эстонии, Польше и Японии.


Для объективности: первый российский проект боевой гусеничной машины был выполнен В. Д. Менделеевым (1886—1922), сыном Дмитрия Ивановича Менделеева. В России одними из первых были построены танк Пороховщикова («Русский вездеход») и Царь-танк (колёсный танк Лебеденко). Было изготовлен по одному эксперементальному экземпляру, что объясняют либо непрактичностью конструкции, либо «косностью царского Правительства». Генералы готовятся к прошедшей войне. К 1917 году появились первые реальные проекты, один из них танк Рыбинского завода. Имелись вполне успешные опыты создания боевых машин на базе полугусеничных тракторных шасси — бронированный трактор Гулькевича. Российская империя уже приближалась к моменту выпуска собственных вездеходных боевых машин. Но, для ускорения оснащения армии вездеходными боевыми машинами, было решено закупить их за рубежом — во Франции. Выбор военных поначалу пал на средние французские танки Schneider CA1, и осенью 1916 года Правительством Российской Империи был размещён заказ на 390 танков этого типа со сроком поставки к зиме 1917 года. В результате изучения опыта боевого применения французских танков и сравнения их характеристик, ГУГШ РИА аннулировало этот заказ и разместило новый, на аналогичное количество лёгких танков Renault FT-17. Однако, 1917 год и последовавшая за ним неразбериха отодвинули планы создания танков. Таким образом, первыми танками, оказавшимися на русской земле, стали британские и французские машины, в небольшом количестве поставленные странами Антанты в 1919 году в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А. И. Деникина.

В каждом современном танке любой страны есть "гены" британских и французских танков. В процессе эксплуатации и боевого применения выявлялись недостатки, "детские болезни" этих машин. В первую очередь страдала ходовая часть - в России нет дорог, есть направления. И европейская техника, успешно воевавшая на "асфальте", просто увязала в грязи, зимой ещё вся эта жижа замерзала. Поневоле приходилось дорабатывать, придумывать что-то своё. Эта история повторилась во время Второй Мировой войны. И американцы, и британцы, и немцы в России и Африке постоянно совершенствовали свою технику по данным, полученным в боевых условиях. Стараясь сберечь, защитить от грязи и пыли. Заставить работать в самых жестких погодных условиях.
В начале войны на уровне Правительства было ЗАПРЕЩЕНО менять конструкцию танка Т-34, чтобы не снижать темпы производства. Но советские инженеры смогли убрать из конструкции танка несколько сотен деталей, что уменьшило время сборки одной машины, упростило конструкцию, снизило цену, но НИКАК не сказалось на боевой мощи.
Американские "Шерманы" внутри были очень комфортными, сиденья обтягивали настоящей кожей, но они с трудом могли забраться на немного замерзший пригорок. Приходилось наваривать дополнительные грунтозацепы. Непрерывно шла работа над усилением вооружения. Иногда это переходило границы здравого смысла. Так появлялись машины с несколькими башнями, огромных размеров. КВ-2 к примеру. 52 тонны, мало какой мост и даже дорога могла выдержать такую машину.



КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых
танков выпуска 1939-43 гг., названных в честь героя Гражданской войны в России, военного и политического деятеля Климента Ворошилова. Первоначально именовался КВ с большой башней. Эта машина была разработана кб Ленинградского Кировского завода в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939-40 гг. Месяц спустя КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.


Постепенно конструкторы пришли к пониманию, сегодня простой истины, чем ниже танк, тем сложнее его заметить и в него попасть. И начали, и продолжают, работать в направлении уменьшения силуэта и увеличения мощности вооружения.

Оказывается перед войной немецкие инженеры учились у наших проектировать бронетехнику. После поражения в Первой Мировой войне Германии по Версальскому договору было запрещено строить военный флот, танки. Но со временем эти договорённости были нарушены. И Советская Россия по мере сил помогала своему будущему врагу - знаниями, материалами.

Несколько мыслей. Хороших и не очень.
Мысль 1. Судя по всему в музее бронетанкового вооружения и техники до сих пор не наступил 21 век. Если судить по месту общего пользования. Довольно забавно видеть как народ с iPad и iPhone заходят в сортир типа "дыра в полу". Вариантов нет.
Мысль 2. Хотелось бы чтобы была возможность рассмотреть технику со всех сторон. Расставить её пошире, сделать какие-нибудь подмости с прозрачным полом для рассматривания сверху и с боков. Поставить несколько танков с обзором интерьера. Вид снаружи интересен, но как это выглядит внутри не менее занимательно. Чтобы залезть и посидеть внутри Т-34, КВ-2 или ИСУ-152 даже и не мечтаю.
Мысль 3. Не удалось купить буклеты 3 и 4 павильонов. Даже не получилось узнать почему нет. И странно что нет.
Мысль 4. В семи ангарах хранится настоящее сокровище. Ведь, скорее всего, это всё обмерено и задокументировано. Почему не наладить выпуск сборных пластиковых моделей? Сделать формы за счёт МинОбjроны, поставить станок для отливки. Форму на сайте - заказать, приехать, забрать. "Золотое дно".
Мысль 5. Удивило, приятно, большое количество девушек и женщин, которые с неподдельным интересом рассматривали технику. Удивление вызвано стереотипами и штампами.

Использованы материалы сайта mbtvt.ru и википедии исключительно для освежения знаний.
5
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Dmitry Cambodia
1
Спасибо. Очень интересно. 👍 👍 👍
Сергей Юлаев
0
Да совершенно не за что. Рад что понравилось.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.