Бани разных стран и народов



Сегодня часто приходится слышать: «русскую баню у русских украли!» Политики любят говорить о русском народе, национальной идее и русском мире. Но при этом лишают русского человека национальной традиции. На смену русским парным строят финские сауны и турецкий хамам. Я люблю и сауну и хамам, но всё же, как русский человек, предпочитаю русскую парную с берёзовым или дубовым веничком. «Русская баня» – это брэнд, такой же как сауна или хамам.
Без чего нельзя прожить в России, так это без бани. Свидетельством тому – русские поговорки: «без бани мы бы пропали»; «в какой день паришься, в тот день не старишься»; «в бане помылся, что заново родился».
Я посещал разные бани в разных странах мира, но русская баня мне милее всех.

Известно, какую важную роль играла и до сих пор играет баня в жизни людей. В «Очерках русской культуры XVII века» в главе «Быт и нравы» А.К.Леонтьев пишет: «Баня оставалась одним из важнейших элементов быта народа, которую особенно ценили за её лечебные свойства. По свидетельству Рейтенфельса, каждый москвитянин посещал баню не реже двух-трёх раз в неделю».

На «прямой линии» 16 апреля 2015 года Владимира Путина спросили:
«Приглашали ли Вы кого-нибудь из руководителей других стран в русскую баню? Ведь эффект от переговоров может быть намного позитивнее, нежели от «круглого стола» переговоров».
В.В.Путин ответил: «Мы с бывшим канцлером ФРГ господином Шрёдером были однажды у меня в резиденции, он приезжал много лет назад, и пошли в баню. Она загорелась. Правда. Он как раз налил себе пива, я выхожу, говорю: «Слушай, Герхард, нам нужно отсюда выходить срочно. Мы горим». Он говорит: «Сейчас пиво допью, и пойдём». Я говорю: «Ты чего, с ума сошёл? Мы горим, ты понимаешь или нет?» Но он всё-таки пиво допил, он настойчивый мужчина и с характером. Она сгорела дотла, больше мы там ни с кем не появлялись. А вообще я баню люблю и хожу с удовольствием».

В детстве, сколько себя помню, каждую субботу я ходил с отцом в общественную баню. Тогда она стоила 15 копеек, потом 17, потом 20 копеек. Теперь цена 300 рублей и более.

Когда прихожу в баню, то забываю обо всех неурядицах; ощущаю себя как в оазисе, где тепло и много воды, и где всегда можно повстречать хороших людей. Для многих баня это клуб, где завсегдатаи встречаются, общаются и отдыхают.

Баня – это особая культура, а для некоторых даже культ. Грамотно попариться в бане – настоящее искусство. Известно, что баня – лучшее средство против стресса.
Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворённых шлаков.

Недавно открыл для себя новое – общение в Интернете со всем миром, сидя в бане!

Когда меня спрашивают, где находится баня, в которую хожу, я не отвечаю, боюсь раскрыть тайну. Эта маленькая баня позапрошлого века, в которой сохранилась отличная парная и где цены ещё не кусаются. Но и там недавно сократили льготный день (говорят из-за отсутствия дотаций из городского бюджета). Хотя общественные бани всегда были дотационными. В сталинские времена бани находились в ведении НКВД.

Известно множество самых различных бань: русская, турецкая, финская, японская (офуро), инфракрасная сауна и множество других. И всякая баня по-своему хороша. Но сейчас проводят насильственную «финляндизацию» – на смену русской бани строят финские сауны. Я люблю сауну, но и сами финны больше любят русскую баню «по-чёрному». Уже доказано, что русская баня с веником гораздо полезнее, чем финская с сухим паром.

В аквапарке «Питерлэнд» я насчитал порядка десяти различных видов бань: африканская, японская, бухарская, ацтекская, скифская, римская, турецкая, финская, и др. Но самая лучшая –русская. Вот только русская баня без веника всё равно что брачная ночь без невесты.

Правда, наиболее продвинутые, понимают ценность русской бани, и строят банные клубы. Так в аквапарке «Родео драйв» помимо финской сауны и турецкого хамам, есть и парная, где можно попариться с веником.
В СПА-отеле «Скандинавия» специально дополнительно построили русскую баньку для любителей попариться с веничком.

В каждой стране и в каждом городе, где мне приходилось бывать, я старался посетить баню. Поскольку именно там можно узнать людей и правду во всей неприглядной наготе. Был я в банях в Германии, в Финляндии, в Швеции, в Египте, в Израиле, в других странах.
Особенно запомнилась финская сауна на пароме из Хельсинки в Стокгольм. Так можно было париться и сквозь стеклянную стену любоваться морем.
Поразила меня баня на горе Масада на высоте 450 метров над уровнем Мёртвого моря. Она была построена царём Иродом великим, и удивила даже римских завоевателей.




Люблю устраивать походную баню на природе. Очень нравится баня на даче – с купанием в снегу. Но больше всего мне нравится деревенская баня «по-чёрному» в Вологодской области.

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на отапливаемые «по-чёрному» и «по-белому». Баня «по-черному» остаётся самой полезной из всех видов бань. Несмотря на её неказистый вид, она высоко ценится знатоками.
Дёготь от сгорания берёзовых поленьев приводит к высокой бактерицидности воздуха. По уровню стерильности баня «по-черному» сравнивается с хирургической операционной. Стерильны не только стены такой парилки, но и воздух внутри неё.
В сельской местности баня являлась единственным наиболее стерильным и подходящим местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

В русских банях «по-чёрному» повитухи принимали роды. В банях же чаще всего и зачинали детей. Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха. Та смотрела, насколько здорова будущая невестка.

У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и в пользовании ими.
По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Посередине ставили котёл с отваром трав и в него бросали раскалённые камни, которые предварительно нагревали снаружи на костре. У скифов существовала практика пользования корой деревьев, предварительно размягченной при помощи камней для очищения кожных покровов. Походная баня древних скифских и сарматских племён, кочующих по северным берегам Чёрного моря, считается прародительницей современных мобильных бань на основе каркасно-тентовых конструкций.

Некоторые индейские племена Америки, такие как племя Лакота, с древних времён и по сей день пользуются ритуальной баней, которая представляет собой пространственную конструкцию из прутьев, с внешним покрытием из шкур животных. Эта ритуальная баня предназначается для общения с духами предков и называется Инипи.

Бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. Горячую ванну принимали в круглом чане, после чего следовали омовения в холодной воде.
После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Римский город, как правило, начинал строиться как военное поселение, в центре которого был форум и баня. Смею предположить, что римская империя просуществовала почти тысячелетие именно благодаря бане. Именно там решались важнейшие государственные вопросы.

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «тёплую комнату», которую римляне называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С . После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

В средневековой Европе были как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви. Купальные заведения были рассчитаны на все классы, так что их облагали пошлинами наподобие мельниц, кузниц и питейных заведений.
Зажиточные дома располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.

Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не связаны с сексом и сексуальностью.В Европе (в скандинавских и немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в общественных банях мужчинам и женщинам — включая детей — вместе, причём полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни или время только для женщин и только для мужчин).

О банях в арабском мире пишет Ибн Джубайра XII века: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен…»

О русской бане сведения встречаются в письменных источниках с ХI века. Названия разные: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане.
«Диво видел я в Славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Любителям БДСМ (садо-мазо) в качестве альтернативы можно предложить русскую баньку с березовым или можжевеловым веничком, с купанием в снегу или в проруби.

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

В XVII веке Чарльз Карлейль говорил о России: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней».

В средние века эпидемия чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой треть её населения, остановилась там, где строили бани «по-черному». Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути.

Сухая (суховоздушная) сауна не является традиционной финской сауной (баней). Это явление возникло относительно недавно с появлением электрокаменок. Традиционная финская сауна так же, как и русская баня допускает горячий пар при помощи березовых веников.

В турецкой бане хамам действующим началом является нагретый до 45-50 градусов мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %. Недавно я отдыхал в пятизвёздочном отеле МРИЯ, где впервые увидел «сухой» хамам, без нагнетания пара.

В японской бане парилки нет. Сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну — офуро. Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде.

Традиционные шведские бани называются басту. Изначально баня стояла над землей, в полу были щели. Печь тянула воздух снизу парилки и, нагревая его, поднимала к потолку. Помещение наполнялось горячим воздухом, холодный вытеснялся вниз и уходил сквозь щели.

Ирландские или римско-ирландские бани — это модернизированные римские термы. Сейчас очень популярны в Европе.

Баня это ритуал, это традиция, это медитация. Сколько произведений искусства посвящены бане!
В 1981 году я прочитал повесть Александра Мелихова «Трактат о бане», которая запомнилась мне своей поэтичностью.
Говорят, известный рассказ В.М.Шукшина о бане в субботний день повлиял на то, что суббота стала вторым выходным днём.
Самый популярный фильм – о бане! – «Ирония судьбы или с лёгким паром».
И ведь не пошёл бы человек в баню, не нашёл бы своего счастья.

Говорят, вопрос о развале Советского Союза решался именно в бане посреди Беловежской пущи (только там не было прослушки).

Не знаю, как для других городов, но для Санкт-Петербурга нехватка общественных бань большая проблема. Последние городские общественные бани были построены в первой половине восьмидесятых годов прошлого века при советском режиме. Только благодаря армии сохраняются общественные бани – ведь надо же курсантам военных училищ где-то мыться.

Общественные бани закрываются, а взамен появляются элитные сауны для проведения закрытых встреч. Когда узнал, что в нашем микрорайоне построили новую баню, я обрадовался и решил сходить попариться. Оказалось, это «элитная сауна» (проще говоря, бордель).

В нашем климате баня не роскошь. Но не всякому человеку по карману помыться как человеку. Чтобы сходить в баню, нужно выложить от 400 рублей. В месяц это получается 1600 рубликов.

Накануне выборов каждый раз обещают построить новые бани. Но пока мало что меняется: один день в бане для мужчин, другой – для женщин. Если так дальше пойдёт, то скоро как в Финляндии мыться будем все вместе. В Германии это экзотик, а у нас – вынужденная необходимость.

До советской власти капиталисты заботились о своих рабочих, и строили бани напротив фабрик и заводов, поскольку ванн в домах пролетариев не было.
В XIX веке в Петербурге напротив фабрики «Рабочий» построили баню, а рядом другую – возле «Пролетарского завода». Теперь капиталисты строят бани исключительно для себя.

Наверное, только в Питере ещё существуют коммунальные квартиры, где нет ванн. «А не графья, и на кухне помоетесь, – иронизировал герой Аркадия Райкина в фильме «Волшебная сила искусства». – А на праздничек и в баньку пожалуйте».

«Идите вы в баню» – сегодня это звучит как издёвка. Куда же идти, если на многомиллионный Петербург всего несколько общественных бань?! В новостройках бань вообще нет. А зачем, наверное, думают чиновники, если у людей ванна есть?

Конечно, тело помыть можно и в ванне. Но отдохнуть душой – только в бане. Баня это и отдых, и общение, и праздник. Здесь как нигде важен процесс, а не результат. Баня это и ритуал, и традиция, и медитация.

Всю заботу власти о народе можно прочувствовать в бане. Каждый римский император строил общественные термы. А некоторые императоры переодевались, бродили по Риму и посещали бани, чтобы узнать, что в действительности думает народ. Вот бы и у нас так!

Только в бане можно услышать правду о власти, о нашем положении, к чему готовиться и что нас ждёт. В бане можно узнать, когда начнётся война и закончится кризис, курс доллара и кто будет следующим президентом.

В бане, как известно, все равны. Баня не только «оазис» русской демократии, но и «слепок» русской демократии, поскольку нигде нельзя сказать того, что можно сказать в бане. Причём мнения посетителей различаются в зависимости от того, в каком районе паришься. В Петроградском районе много нищей интеллигенции и бомжей – там говорят об экономике. В старейшем рабочем районе на левом берегу Невы больше ругают нынешних капиталистов. В Центральном районе Петербурга спорят преимущественно о судьбах России.

Некоторые диалоги в своём романе-быль «Странник» я позаимствовал из общения в бане.
— У нас не демократия, а деньгократия! Какая может быть власть народа, когда народ нищ, а деньги и власть принадлежат кучке богатеев?
— Везде мафия!
— Ну и что? Пусть она будет.
— Так ведь это незаконно!
— Вот мы такие: пусть голожопые будем ходить, но чтоб непременно законники.
— Вы Родину свою не любите!
— Чего вы мне Родину тычете! Вы мне справедливость дайте! А несправедливая Родина мне не нужна!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

5
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.