Автобусный тур: спланированное и организованное приключение (часть 1)

Когда в конце теперь уже прошлой осени я пришла покупать путёвку в очередной автобусный тур (новогодний), новенькая менеджер спросила: «Это ваше первое путешествие автобусом?» И, услышав в ответ, что далеко не первое и даже не второе, неподдельно удивилась: «Да вы смелая! А я всё никак не могу решиться "дебютировать" в этом виде отдыха…» Позже, гуляя в направлении дома с заветными документами в сумочке, я задумалась, а можно ли автобусные туры вообще назвать отдыхом в традиционном смысле этого слова — то есть ленивым ничегонеделанием, и поняла, что нет. Несмотря на то что всё путешествие проходит в комфортабельном автобусе — вроде бы сиди себе, расслабляйся, смотри в окна и выходи на экскурсии, когда скажут, на деле приспособиться к этому режиму и ощутить себя блаженным отпускником, как на солнечных пляжах Турции или Египта, практически невозможно.

И тут закономерно возникает вопрос номер два: почему же из всех доступных видов «мир посмотреть и себя показать» я уже в который раз выбираю автобусный тур? Более того — почему столько людей каждый (каждый-каждый, я спрашивала!) отпуск делают аналогичный моему выбор? Причём людей далеко не молодых и не бедных… Ответ здесь один: автобусный тур — это больше чем отдых. Это Приключение с большой буквы. Это нескончаемое — ежедневное, ежеминутное — море эмоций и впечатлений. Подчас это и испытание на прочность — физическую и эмоциональную, ведь в дороге может произойти всё что угодно. Это способ завести интереснейшие знакомства и даже найти новых друзей. Одним словом, это та самая «полная смена обстановки с покиданием зоны комфорта», о которой в последние годы твердят психологи, утверждая, что именно при таких обстоятельствах человек отдыхает по-настоящему, возвращаясь домой пусть и без загара, зато полным новых сил и… изменившимся.

Таким образом, эта статья будет полностью рекламной, она будет прославлять и продвигать автобусные туры. Даже когда я буду писать о сложностях и неудобствах в пути, читайте между строк позитивный подтекст, потому что преодоление трудностей — часть любого настоящего приключения, то, что придаёт ему изюминку и особенную прелесть. Чтобы сделать повествование более интересным, местами я буду разбавлять рассказы о разных аспектах таких туров примерами из «автобусно-туристической жизни» — и своей, и попутчиков. Итак, трогаемся… в смысле начинаем.



Как проходит стандартный автобусный тур, или Чего ждать и к чему готовиться?

Практически каждый из нас, будучи ещё ребёнком-школьником, выезжал с классом на экскурсии — по родному либо соседнему городу, краю, и наверняка помнит, как это происходило: посадка в автобус и долгая либо не очень дорога под аккомпанемент голоса гида, рассказывающего о проплывающих за окнами достопримечательностях. Почти то же самое ждёт вас — уже взрослых — и в автобусном туре, с той лишь разницей, что вместо знакомых в общем-то мест родной области за окнами может быть сегодня Париж, завтра — Рим, послезавтра — Барселона и т. д.

Причём, конечно же, не только за окнами. В каждом городе предусмотрена определённая экскурсионная программа, а нередко и свободное время, которым вы можете распорядиться по своему усмотрению. Главное — не опаздывать к назначенному часу возвращения в автобус либо в условленное место сбора группы. Информация о наличии либо отсутствии свободного времени в том или ином пункте назначения прописана в путевом листе — «бумажке» с программой тура, её следует внимательно изучить до поездки.

Суммируем: приехали в пункт «А», послушали гида, погуляли, сделали фото, погрузились в автобус, едем дальше, до пунктов «Б», «В» — и так до вечера, каждый день. Последний переезд каждого дня тура — до отеля. Здесь следует иметь в виду, что гостиница может располагаться как в 30 км от последнего посещённого города, так и в 300. Последнее — большие расстояния и длительные переезды — характерно для туров, в программе которых путешествия сразу по нескольким странам, поэтому следует настроиться на поздние прибытия в гостиницы (22… 23-00, и это не предел!).

По приезде следует взять из автобуса вещи, которые понадобятся в номере, в холле гостиницы гид обычно объявляет, во сколько ждёт всех на завтрак утром, раздаёт ключи — и вы наконец-то предоставлены самим себе, можете расслабиться, принять ванну и выпить пресловутую чашечку кофе или чая… Если, конечно, при бронировании тура вы не решили сэкономить и не выбрали вариант проживания TWIN — номер с подселением. Потому что, если выбрали, самое время познакомиться с соседом по комнате. При подборе пары любая уважающая себя турфирма соблюдает два правила. Первое — обязательное — ваш сосед(ка) обязательно одного с вами пола. Второе — по обстоятельствам — она(а) близкого вам возраста.

И тут стоит сделать лирическое отступление и постараться развенчать миф о том, что «подселение — это ужасно, не знаешь, кто тебе попадётся и каким этот человек будет». Я всегда беру TWIN-туры, мои соседки всегда оказываются теми, кто поступает так же, и ни разу ни у меня, ни у них (а я активно расспрашиваю и интересуюсь опытом прошлых путешествий) не было проблем «с уживаемостью», хотя соседи попадались разные: и старше, и младше, и… разные, в общем. :) Причина, скорее всего, в том, что люди, выбирающие вариант TWIN, изначально настроены на беспроблемное взаимодействие, поэтому всё проходит гладко и никто никому не мешает. Посему: познакомились с соседом, выяснили очерёдность похода в ванну и отдыхайте себе в удовольствие!

Правда, недолго — потому что подъёмы в автобусных турах ранние (7—8 утра), плюс ко всему до завтрака нужно успеть привести себя в порядок и заново упаковать вещи так, чтобы ничего не забыть (чаще всего из номера вы выходите уже со всем багажом, и сразу после завтрака следует посадка в автобус).



На второй же вопрос подраздела — к чему готовиться — можно ответить так: ко всему. Дорога — непредсказуемая «стихия», автобус — непредсказуемая техника, человек — непредсказуемое существо, а в дороге — непредсказуемое в квадрате (имеется в виду в первую очередь физическое состояние, здоровье). Сама я, к примеру, в турах почти всегда болею — простываю, причём предотвратить это не помогает ни ещё домашняя профилактика, ни «укутывание», ни, наоборот, закаливание. Я настолько привыкла к этой особенности своего организма, что практически перестала обращать на неё внимание. Просто беру с собой необходимые таблетки, и ничему не удивляюсь и не расстраиваюсь (в пути, кстати, выздоравливаешь намного быстрее, чем дома…).

Кроме возможного (!) изменения состояния здоровья, не лишним будет приготовиться к следующему.

• Колебания температуры воздуха в салоне. Несмотря на то что транспорт, обслуживающий такие туры, отличается повышенным классом комфортности, в том числе имеет мощную систему климат-контроля, равномерно обогреть/охладить весь салон и поддерживать в нём одну и ту же температуру на протяжении всей поездки он технически не в состоянии. Вне зависимости от времени года в пути вам может быть то жарко, то холодно, поэтому стоит грамотно подойти к выбору одежды — всегда брать с собой в салон тёплую кофту либо жилет, который можно быстро надеть и снять. Однажды (в зимнем туре по Беларуси) у своей «соседки по креслу» — тоже опытной путешественницы — я увидела специальный дорожный плед: тёплый и удивительно лёгкий; тоже отличный вариант.

• Хорошее питание. Да-да, именно так: голодать вам в пути никто (кроме вас самих, разумеется) не даст. Как не даст и питаться так называемыми бич-пакетами (лапшой, картошкой и т. д.) — в автобусе заваривать эти «вкусности» строго запрещено из-за резкого запаха. Можно, конечно, есть их на ужин — в отеле, но при наличии альтернативы, думаю, делать это вряд ли захочется. А альтернатива есть всегда. У крупной и уважающей себя турфирмы, организующей автобусные туры по Европе, обязательная часть программы — накормить туриста.

Завтраки, как правило, уже включены в стоимость, варианты обедов за дополнительную плату предлагаются на маршруте (либо групповые — когда оплатившие их вместе идут в определённое кафе/ресторан, либо индивидуальные — на остановках в примерно обеденные часы гид-сопровождающий рассказывает, где в округе можно поесть, и даёт на это время). С ужинами — то же самое. Причём, если планируется долгий переезд без возможности остановки на обед или же позднее прибытие в гостиницу, где-то в пути обязательно предусматривается остановка у магазина с продуктами, чтобы вы могли пополнить свои запасы продовольствия, выпить горячего чая или кофе и ни в коем случае не голодать.

Разумеется, питание таким образом выливается в отдельную статью расходов, и, если путешествовать планируется по «топовым» странам Европы (Италии, Франции, Норвегии…), статью весьма немаленькую. Однако при разумном подходе сэкономить без вреда для здоровья можно и здесь. Я обычно поступаю следующим образом: беру с собой в тур калорийные продукты, которые не занимают много места и при аккуратном хранении не портятся. Как правило, это смесь из орехов (кешью, миндаль, фундук…), качественный шоколад (1—2 плитки) и половинка маленькой буханки бездрожжевого чёрного хлеба (такой хлеб хранится гораздо дольше обычного, не плесневеет и со временем превращается во вкусный и питательный сухарик). Ещё более продвинутые пассажиры берут с собой мини-термосы, а однажды у моей соседки по комнате обнаружился и крошечный кипятильник, и мы каждый вечер шикарно ужинали горячим чаем и дневными запасами без дополнительных затрат. :)

На маршруте обязательно плотно завтракаю в отеле и далее смотрю по финансам: если денег совсем мало, не плачу за групповые обеды и пополняю запасы в продуктовых пунктах на санитарных остановках (как правило, это заправки, и там всегда есть горячий кофе и бутерброды) и подъедаю свои орехи с шоколадом; если же бюджет позволяет немного пошиковать, беру групповые обеды, но не каждый день, а в т. н. особых случаях, например если гид предупреждает, что завтра (послезавтра, в последний день тура) будет длинный переезд без возможности остановки у точки продажи продуктов, и пообедать можно будет только организованно…

Какой бы способ питания вы ни выбрали, самое главное, ещё раз подчеркну, — не голодать! Голод в путешествии причиняет гораздо больше дискомфорта, чем в родных пенатах, к тому же он ослабляет иммунитет, а этого допускать ни в коем случае нельзя.



• Достаточно много свободного времени во периоды переездов между городами/странами. И о том, чтобы это время заполнить чем-то интересным и провести его с пользой, лучше позаботиться, опять-таки, заранее. Например, взять с собой книгу (как вариант, электронную), плеер с любимой музыкой (однажды видела, как мужчина всё путешествие работал на нетбуке до его полной ежедневной разрядки, а на соседнем кресле женщина вязала шарф…), вести путевой дневник. Помимо этого, если переезд занимает более двух часов, скорее всего, на телевизионных экранах в салоне можно будет посмотреть какой-либо фильм. Одним словом, скучать не придётся. Единственное, от чего следует предостеречь — по возможности постарайтесь не спать в автобусе. Как бы сложно ни было, особенно в начале путешествия, пока организм не привык к новому ритму, боритесь с дрёмой. Во-первых, спать сидя вредно; во-вторых, полноценно выспаться не выйдет, а вот боли в мышцах и голове будут обеспечены; и в третьих, такие перерывы на сон сбивают весь режим вообще — очень часто слышала жалобы от попутчиков на то, что после сна в автобусе они не могут полноценно спать ночью в отеле: бодрствуют почти до утра, как следствие, не высыпаются, и на следующий день всё повторяется.

• И последний пункт в этом подзаголовке со «списком готовности» — невозможность сходить в туалет «по первому требованию». Несмотря на то что санитарные остановки на маршруте обязательно делаются каждые несколько часов, как показывает практика, иногда дотерпеть до них бывает сложно. На крайний случай (самый крайний, и гиды всегда об этом предупреждают и подробно объясняют, почему!) в кабине автобуса есть (должен быть!) биотуалет, но лучше всё-таки предпринять ряд мер заблаговременно:

- если на завтрак вы пьёте кофе (и при этом знаете, что входите в число тех «счастливчиков», на организм которых он оказывает мочегонное действие), постарайтесь завершить трапезу хотя бы за 15—20 минут до отъезда и посетить туалет;

- в автобусе старайтесь пить жидкости по возможности ближе к санитарной остановке, а не в начале движения; чай/кофе лучше не брать с собой в салон, а, если позволяет время, выпивать в кафе и обязательно посещать туалет перед отъездом;

- в завершение обеда посещение туалета — обязательный пункт, как и на любой санитарной остановке — вне зависимости желания — не хочется сейчас, но всё может измениться через 20 минут, когда вы уже будете в пути.

Невзирая на ряд столь суровых предостережений и советов проблемы в этой сфере достаточно редки. Вообще же, насколько помню, за всё время моих путешествий биотуалетом в кабине автобуса пассажиры пользовались в сумме три-четыре раза (и сама я — один), так что — терпимо! :)

Продолжение следует...
5
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Ольга Царицына
1
Очень интересно, а главное, полезно! Спасибо большое! :) Пишите ещё!
Лика Сойер
1
Спасибо! Буду! И писАть, и ездить! 😉
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.