Аушвиц-Биркенау (Освенцим): живой памятник войне. Часть I. Планы и сборы

Тема Второй мировой войны для меня — одна из самых любимых в исторической науке. А такая её немаловажная глава, как немецкие концентрационные лагеря, всегда интересовала особенно. Почему? Потому что, я думаю, историю — даже её самые чудовищные страницы — нужно знать. Просто нужно. Сколько себя помню, всегда буквально проглатывала книги по этой теме. «Убежище» Анны Франк, «Бабий Яр» Е. Евтушенко, «Я пережила Освенцим» К. Живульской, «Night» Elie Wiesel, «Скажи жизни да» В. Франкла и другие, взятые в библиотеке, никогда не задерживались дома дольше пары дней.

С появлением безлимитного доступа к интернету постепенно я пересмотрела и, пожалуй, все фильмы — художественные и документальные — об Аушвице (по-польски — Освенциме) — самом крупном комплексе лагерей смерти, — и узнала, что на месте его расположения в наши дни организован огромный музей под открытым небом, состоящий из нескольких блоков — Аушвиц I (непосредственно музей) и, на некотором отдалении, Аушвиц II (или Биркенау, по-польски — Бжезинка), — которые вполне реально посетить.



Но идея эта несколько лет, что называется, была без движения — просто как идея, как план на будущее. И вот лишь в этом году в конце зимы намерение съездить в Аушвиц-Биркенау начало упорно подавать признаки жизни…

Итак, решение было принято. Оставалось найти наиболее удобный и приемлемый по ряду параметров способ. Самостоятельное путешествие исключалось сразу же: визовая поддержка, перелёт/переезд туда-обратно и бронь гостиницы даже на пару дней выливались в, мягко говоря, приличную и почти неподъёмную для меня сумму.

Далее, конечно же, я подумала об организованных автобусных турах по Европе — хоть один маршрут хоть одной фирмы, казалось мне, просто должен был включать экскурсию в Аушвиц… И, действительно, такие варианты нашлись, но количество дней в таких турах было минимальным — от одного до трёх.

Затем я немного изменила и расширила критерии поиска. Поскольку Освенцим — это город недалеко от Кракова, я начала просматривать просто туры в Польшу с пребыванием в Кракове как минимум два дня, чтобы иметь достаточно свободного времени и успеть съездить в музей самостоятельно. Нашлись и такие. Правда, опять же, небольшие по длительности (три—пять дней)...

А между тем длительность дня меня — важный момент. И не только потому, что вообще «хотелось бы подольше» — скорее, из-за географической удалённости и всего, что из этого вытекает. Свой вояж я запланировала на весну 2015-го и быстро выяснила, что цены даже на перелёт до Москвы в это время, что называется, как от самолёта. На поезде же выходило в два раза дешевле, поэтому решение однозначное — поезд. До столицы из моей Сибири три дня пути: туда и обратно = шесть. И было бы как-то неправильно, если бы дорога «до путешествия» заняла больше времени, чем непосредственно сам тур. :) Поэтому оставалось только ждать, что, быть может, ближе к делу появятся более удачные варианты туров — хотя бы дней 7—10...

И, как известно, сила мысли творит чудеса, и «если ты действительно чего-то хочешь, вся Вселенная будет работать на то, чтобы желание твоё сбылось». Однажды солнечным мартовским днём я фактически случайно зашла на сайт любимой турфирмы и не поверила своим глазам. На главной странице рекламировалась новинка — недельный тур по Европе в честь 70-летия Победы, в программе которого в числе прочего была и экскурсия в Аушвиц-Биркенау.



Что и говорить, счастью моему не было предела! Пару месяцев ожиданий и волнений, затем дорога-дорога-дорога… и вот — день «икс»! Позади — Берлин и Дрезден, впереди — Освенцим…

Как может в наши дни выглядеть вход в музей, я не имела ни малейшего понятия: насколько реконструировали изначальный Аушвиц I, как далеко от входа теперь ворота с печально известной надписью Arbeit macht frei, и эта неизвестность создавала дополнительный интерес. Однако первым, что привлекло моё внимание в этот день, были... железнодорожные узлы. Для того чтобы попасть непосредственно ко входу в музейный комплекс, нашему автобусу пришлось проехать, пожалуй, через весь город Освенцим.

Было очень много поворотов, мостов и мостиков — и периодически, то тут, то там, — открывался вид на железную дорогу. Она фактически шла параллельно автодороге и выглядела очень… зловеще. Разумеется, свою роль в таком восприятии сыграло то, что я знала, что именно по этим ж/д рукавам из разных концов Европы и везли в Аушвиц узников, но вспомнила и поняла я эту причину не сразу и какое-то время просто удивлялась «зловещности» рельсов и шпал...



И вот, как мне показалось, город остался позади, а впереди зачернели какие-то постройки. Причём, как выяснилось при ближайшем рассмотрении, ощущение черноты создавала не непосредственно расцветка зданий (она, насколько помню, на входе вообще кирпич + дерево), а сопутствующий «антураж»: и название музея, и все планы, карты, инструкции и стенды с прочей информацией выполнены в насыщенно чёрном цвете. И этих стендов у главных ворот музея Аушвиц I очень много…

Перед выходом из автобуса гид предупредил, что на территорию музея запрещён вход с большими сумками, и порекомендовал по возможности оставить их в машине. Поскольку я обычно передвигаюсь по улицам Европы с дорожным «мини-органайзером» (сумочка буквально 20 на 20 см, с множеством карманов), на меня этот запрет не распространялся. Вместе с тем почти вся наша группа была вынуждена оставить свою кладь в салоне.

Как только вышли из автобуса, сразу появилось ощущение, что ты и уже находишься, и собираешься посетить место огромной важности. Вокруг царила совершенно особенная атмосфера: огромное количество туристов, но нет характерного для больших скоплений народа гула. Не то чтобы люди не разговаривали… просто, наверное, тише, чем обычно.

 


--> Продолжение следует...
6
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.