Армения 2014: Ехегис

В IX-XI вв. Ехегис был резиденцией династии князей Сюника. В период правления турок-сельджуков был разрушен и потерял свою роль и политическое значение. В XIII-XV вв., в период правления князей Орбелянов, был восстановлен и стал административным центром. В Ехегисе и его окрестностях был построен ряд ценных историко-архитектурных памятников, которые я и старался найти и посмотреть.

В селе находятся также развалины небольшой сводчатой церкви Катохике (IX в.), которую я так и не нашел. Значимыми памятниками Ехегиса являются также усыпальница князей Орбелян (XIII-XIV вв.) с богато орнаментированными хачкарами и надгробными плитами, а также несколько хачкаров, замурованных в стену.

В Ехегисе сохранилосьи еврейское кладбище XIII-XIV веков, включающее в себя примерно 60 могильных плит, на которых сохранились надписи на иврите и арамейском языке, единственное в Армении. Откуда оно здесь взялось - так и не понятно.

Ну и главная достопримечательность - двор, сконструированный из старых шестерок!


Вид на село из крепости Смбатаберд, которая была построена на этапе наивысшего развития этого места и являлась с ним одним целым.



На въезде в Ехегис



Княжеское кладбище Орбелянов



Вообще, само село очень приятное. Все оно засажено дубами и кленами, которыек этому времени уже сбросили листву, и местные жители жгли её до такой степени, что к вечеру дым заволакивал всю округу.



Село видно что живет, народ со скотиной, везде собаки, заготовлено сено на зиму, куры с утками то и дело швыряют под ногами...



Видимо, семейное кладбище

 


Расположившаяся на южном конце села небольшая купольная церковь Сурб Ншан (Св. Карапета) была построена в XIII веке. Реставрировалась в 1976 году.

 


Церковь Зорац (Церковь Воинства) заслуживает подробностей, так как это уникальная в своем роде постройка. Она расположена на холме, возвышающемся над рекой Ехегис. Перед церковью находятся несколько изящно орнаментированных хачкаров, которые датируются X-XIII, а часть расположенных здесь же надгробий - XV-XVII веками.

Церковь построена в 1324-1331 годах епископом Степаносом Тарсаичем - внуком Сюникского князя Тарсаича Орбеляна, имевшего дворец в Арени. В этот период Армения находилась под игом монголов (примерно 1242-1344 гг.), и по их требованию армянские князья должны были воевать против мамлюков и тюркских племен, соперничающих за богатые земли царства.

Среди архитектурных памятников Армении церковь Зорац отличается своей уникальной композицией. Других подобных строений в Армении не сохранилось. Церковь не имеет закрытого зала со сводчатым или купольным покрытием, она вообще не имеет зала: под крышей располагается только восточная апсида и примыкающие к ней две ризницы, из которых выход ведет во двор - открытую просторную площадку с западной стороны. Церковь уникальна и тем, что ее алтарь расположен выше обычного.<p> Согласно легенде, церковь Зорац предназначалась для войска, уходящего на войну, чтобы воины получали благословение и святое причастие от отцов церкви. Хотя данный ритуал считался общепринятым, однако в Армении другой церкви, построенной для таких целей, нет. Необычна сама идея открытой молельной площадки, предназначенной для вооруженных всадников.

Церковь была реконструирована в XX веке. Археологические раскопки в окрестностях церкви Зорац продолжаются до настоящего времени. Во время последних изысканий были обнаружены основания строений, датируемых XV-XVI веками, а также хорошо сохранившиеся стены и оконные перемычки. Среди выявленных во время последних раскопок строений выделяется библиотека-хранилище рукописей.



Видите, какая она "узкая"



Ещё одна церковь с двускатной крышей, название её я так и не нашел, так что буду благодарен, если скажете как она называется и немного про её историю.



Вход



В стены местами вмурованы надгробные камни и хачкары.

 


Еврейское кладбище

Каких-либо зафиксированных исторических фактов о существовании еврейской общины в Ехегисе, а также других еврейских общин в Армении, нет. Однако на кладбище сохранилось около 40 надгробий, еще 30 обнаружено на ближайшей территории. На 10 надгробиях надписи сделаны на иврите и арамейском языке.

В эпитафиях присутствуют языковые обороты, используемые во время традиционного еврейского погребения, стихи этнического религиозного содержания, на библейские темы, а также изречения, позаимствованные из Талмуда. Имена некоторых из усопших были широко распространены среди евреев, населявших Иран, что, вполне вероятно, может свидетельствовать об иранском происхождении жившей в Ехегисе еврейской общины.

Самая старая система отсчета времени, которой пользовались еврейские общины Востока, начинается с 331 нашей эры.

На территории имеются надгробия, не имеющие датировки. Самое старое захоронение датировано 1266 годом, а самое последнее - 1337 г. Таким образом, кладбище было действующим, по крайней мере, на протяжении 80 лет. Насколько загадочным является происхождение евреев Ехегиса, настолько загадочны и причины исчезновения этой общины.

По инициативе предводителя Сюникской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Абрама Мкртчяна и при поддержке Министерства культуры Армении, в 2000-2003 годах армяно-израильская экспедиция, возглавляемая профессором Майклом И. Стоуном и доктором Давидом Амитом, провела на территории кладбища археологические раскопки.

 


Эпитафии на вытесанных из базальта надгробиях сделаны на иврите, а иногда на арамейском языке, и дают возможность составить представление о еврейской общине, проживавшей в окрестностях цветущего города Ехегис с середины XIII века и до середины XIV века. Эти надписи дают возможность получить представление о людях, преданных здесь земле. На надгробиях приведены цитаты из Библии, а также указаны еврейские имена.

Одна из надписей гласит: "Баба, сын Давида, скончался в месяце Тамуз 1600 года". Она посвящается памяти одного из членов общины. Дата на надгробии указывается в соответствии с принятым у восточных евреев летоисчислением (евреи Йемена пользуются им по сей день) и соответствует 1289 году нашего календаря. Надпись на арамейском желает усопшему "сладких воспоминаний и утешения души"

В другой эпитафии, отец, скорбящий о безвременно скончавшемся сыне, приводит отрывки из пророчеств Исайи и выражает свою веру в бессмертность души - о воскрешении усопших. На третьем надгробном камне упомянут на превосходном иврите служитель храма Аарон.

Одна из самых красивых надписей датируется 18-м Днем месяца Тишрей 1266 года, и посвящена памяти "непорочной девы, обрученной Эстер, дочери Михаэля: "Пусть ей посчастливится быть рядом с нашей праматерью Сар[ой].". На другой стороне написано: "Миловидность обманчива и красота суетна" (Святое Писание, Книг? Притчей (31:30)

Несколько надгробий было использовано в качеств строительного материала для ближайшего моста мельницы...

 


Я рядом с еврейским кладбищем расположено бывшее азербайджанское кладбище... На нем есть пара-тройка целых надгробий, но большинство из них примерно вот в таком состоянии...

14
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
сергей комолов
2
спасибо .очень понравилось фотография двор из старых шестерок.
Hasmik Khachatryan
2
Ещё одна церковь с двускатной крышей, название её я так и не нашел, так что буду благодарен, если скажете как она называется и немного про её историю.  **************************************************************     Трехнефная базилика Св.Богоматери (Церковь Аствацацин) была реконструирована в 1703 году с использованием каменных блоков раннего периода. Оконный проем на западной стене выполнен в форме четырехлинейной арки, обрамляющей старый хачкар. По обе стороны сводчатого входа – изображения двух сирен с коронами. Сирены были популярными образами в средние века, а коронованные фигуры, вероятнее всего, символизировали членов царской семьи. Позади каждой фигуры раскинулись ветви символа Древа Жизни.
Hasmik Khachatryan
2
Ехегис
Средневековый Ехегис был одним из самых богатых городов Армении и в XIII-XIV веках – престольным градом династии Орбелянов (Прошьянов). Орбеляны и их родственники правили большей частью Зангезура (нынешние районы Вайоц Дзор, Сюник, Гегаркуник, Арарат и Котайк), но к XV столетию мощь властителей иссякла в борьбе с Тимурленгом (Тамерлан, Хромой Тимур), тюрками и персами. К тому же, разрушенный землетрясениями город был оставлен армянами, вынужденными переселиться в Персию, а его новые поселенцы переименовали место в Алаяз. В 1988 году деревню Ехегис заселили беженцы из азербайджанского Сумгаита(http://sumgait.info/sumgait/the-sumgait-tragedy/sumgait-tragedy-introduction.htm) и вернули поселению его первоначальное историческое название.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.