Архангельская область. Кимжа. Часть II

Большой семье – большой дом.

Сейчас не узнать, насколько действительно поморы любили трудиться или же просто «действовали по ситуации». Думается мне, что жили как заведено, не рефлексируя на тему. Природные условия суровые. Хозяйство надо было вести, чтобы кушать. Мужчины уходили на промыслы, женщины рулили домами, дети на подхвате.


А вот и типичный дом-двор мезенской постройки. Цельные брёвна, под одной крышей всё: и жилые помещения (летний и зимний варианты), и хозяйственные (чтобы прочувствовать масштаб повети и хлева, надо оказаться внутри). Люди, скотина, и прочие необходимые для жизни разности (честно говоря, даже не очень представляю, какие) располагались в соседних помещениях. К стенам домов примыкали взвозы (местами эта конструкция сохранилась) такого размера, чтобы проехала лошадь с телегой.
Строилось частями, потому что, сами понимаете, долго, дорого. Почему ̶к̶о̶ш̶к̶а̶ ̶н̶а̶ ̶с̶т̶о̶л̶е̶ скот тоже в доме? Да потому что север: холодно. Дворовую часть зачастую строили первой, важность животинки очевидна, если побывать в северных деревнях: например, сразу бросается в глаза отсутствие плодовых деревьев (даже яблоки не растут), т.е. земледелие – не основной источник пропитания.

Отдельно ставились бани, сеновалы, погребы, амбары и прочие подсобные конструкции. В амбарах преимущественно хранилось зерно, а автономность постройки объяснятся пожарной безопасностью. Более того, продуманству (или знанию человеческой природы) наших предков нет предела – амбары ставились кучно, дабы не было поджогов.

Размах домов впечатляет, когда смотришь на них, понимаешь смысл фразы: «строили на века». Эта деревянная монументальность ещё многих переживёт.



До каких только отдалённых мест не дотянул свои щупальца кракен войны.

- Вот! - сказал Тимур. - И из этого дома человек ушёл в Красную Армию. Но его уже нет.

Звёзды вешались на дома сопоставимо времени в повести - 30-е годы, но в Кúмже нам объяснили немного иначе:
• чёрная кайма - вернулся из армии, умер после войны;
• чёрный закрашенный сектор - пришла похоронка.

Повсеместно встречающиеся на Севере кресты – ещё одно открытие для меня. Я видела сэргэ в Туве и на Байкале (это такие столбы с множеством навязанных разноцветных ленточек, около которых обязательно надо побурханить местным духам), но не знала, что в русской культуре есть нечто подобное.

На фото кимженский крест, поставленный в 1887 году. Несложно заметить, что вера в его чудодейственность сильна и по сей день. Место святое, намоленное, подобная энергетика всегда висит в воздухе, даже если вы совсем-совсем скептик, когда-нибудь да почувствуете.



Когда закончились гонения на церковь и стало возрождаться православие, но ещё не шли службы, жители окрестных деревень ходили сюда поклоняться. Надо отметить, что крест был посещаем и в богоборческие времена. А щит рядом появился около семи лет назад, по предложению местных бабушек. Голова у распятия была отсечена, но сохранилась.

И это совсем не единичный пример: по Мезенскому краю стоят как старые, так и новые кресты.

Крест стоит на высоком берегу, вокруг живописный сосновый бор. Место для особо почитаемых крестов выбрано неслучайно: в древности здесь располагались языческие храмы или погребения. Крыша над крестом – так же языческий пережиток, как бы воспроизведение жилища живых.



Какую роль мог играть крест?

1) Навигационная: для поморов это был ориентир сторон света, а так же фарватер (безопасный судовой ход).

2) Обетная: крест устанавливался в благодарность за что-то (выжил в кораблекрушении и т.д.) или вслед просьбы о чём-то (выздоровление, хороший урожай и т.д.). Есть такая мезенская поговорка: «Кто на море не бывал, тот бога не маливал» - я смотрела достаточно фильмов про поморов, представила, пояснений не надо. Вкратце: рыбачить тяжело. А видите разные тряпочки, одежду? Это тоже исстари: вешали полотенца, отрезы ткани. Чем серьёзнее болезнь или опасность, тем длиннее отрез.

3) Надмогильная: память предков. Ведь Мезень уникальна тем, что на кладбищах не хоронили – прямо рядом с домом, на родной земле. В ряде деревень общие кладбища появились лишь в 20-е годы XX века, при советской власти.

4) Охранная: такие кресты ставились по обочинам и на перекрёстках. А охраняли духи предков. О, много разных историй, интересных до жути, можно вычитать в исследованиях.



Обычай, присущий древним славянам, в Мезени сохранился дольше всего. Почему именно здесь? Нет однозначного ответа. Мне больше всего понравилось предположение, что христианство не отвечало крестьянскому мировоззрению, а суровые условия жизни ой, как нуждались в вере – вернулись к корням.





6
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.