Опасная профессия

 

Карьера Никиты Панфилова, судя по последним ролям в кино и на ТВ, развивается последовательно и, похоже, удачно, а его экранные характеры все сложнее и разнообразнее. Вместе с тем выпускник Школы-студии МХАТ признается, что скучает по театру, и сокрушается: «Без этого вообще тяжело...» Тяжело, видимо, и потому, что в театре гораздо больше возможностей для реализации, и это очень заметно, когда смотришь на список ролей Никиты Панфилова в МХТ, на сцене которого он был и крестьянином, и Икаром, и даже женщиной.

Актеру, впрочем, удается заниматься тем, что ему действительно интересно, и это касается не только собственно актерства. Один из примеров — уже второй по счету исторический проект (после «Земли героев») телеканала «Моя Планета» с его участием.

 

— Чем «Бастионы России» в плане формата отличаются от предыдущего телепроекта?

 

— Помимо того что в «Земле героев» шла речь о сказках и былинах, а здесь мы говорим об исторических реалиях, самое важное, что удалось сделать в «Бастионах», — это реконструкция. В одной из серий мы, например, рассказываем о крепости, которую, по преданиям, сожгли. Мы тоже пробовали поджигать — но не крепость, а дом, чтобы показать, насколько это на самом деле сложно, что это целая технология. Вообще, многое из того, о чем повествует историческая хроника осады крепостей, трудно воспроизвести. Существует множество мифов, а некоторые истории просто из разряда фантастики. И вот мы в том числе пытаемся развеять подобные мифы.

 

— Вам же это интересно, наверное, не только потому, что «такая работа»? И как у вас в школе было с историей?

 

— Да, для меня здесь главное — что это безумно интересно, куда интереснее той же алгебры, к примеру. История — это конкретные люди, факты и события. Историю, безусловно, нужно знать. В школе это был один из моих любимых предметов.

 

 

— Поговорим о кино. Недавно в прокат вышел фильм «30 свиданий», и это, похоже, тот случай, когда ваш персонаж однозначно положительный. Как вас так угораздило?

 

— Мне, конечно, чаще всего предлагают отрицательных героев, но сам я никогда не зацикливался на чем-то одном. Просто приходится выбирать из того, что предлагают... А персонаж «30 свиданий» был интересен тем, что он сначала на самом деле закрытый и даже отталкивающий, но со временем меняется, а это всегда привлекает. Самое интересное в ролях — когда у персонажа есть какое-то развитие.

 

— В кино, наверное, легче стать заложником определенного амплуа. Тем же, кто когда-то профессионально занимался боевыми или силовыми видами спорта, как вы, вообще сложно скрыть свое спортивное прошлое: никуда не денешься, у вас такая фактура...

 

— Но у меня же разные роли — и слабых, и зависимых играл. Не так давно, кстати, у меня был такой персонаж — Шурик его звали, в очках ходил. Тут все зависит от того, получается у тебя или нет.

 

— То есть сыграть «ботаника» для вас не проблема?

 

— Мне интересны разные роли. И вообще сложных ролей нельзя бояться.

 

— Кто для вас образец актерского мастерства? На кого ориентировались, когда учились?

 

— Когда учился — на Сергея Ивановича Земцова и Игоря Яковлевича Золотовицкого. Но есть, конечно, и любимые актеры — например, Хабенский, Машков, Суханов.

 

— С последним вас часто сравнивают...

 

— Да, бывает. Но он мне нравится не потому, что я на него похож. (Смеется.) Просто это действительно один из любимых моих актеров. Когда человек делает что-то в кино или на сцене, а ты думаешь: господи, как ты это делаешь? — вот это самое крутое, по-моему, в профессии, когда ты не понимаешь, как человек этого добивается. Я сейчас не беру плеяду уже ушедших актеров — Андрея Миронова, к примеру, — они все за гранью. Это старая гвардия, это те люди, которые достойны не только уважения, но и поклонения.

 

— Вы уже, можно сказать, состоявшийся актер. Удается ли сейчас что-то перенимать у мастеров? Насколько вы гибки в этом отношении?

 

— Ты всегда должен расти. Никогда нельзя останавливаться, ведь актер — это тот же спортсмен. Пока у тебя есть тренировки (допустим, театр) и соревнования (пусть это будет кино) — ты растешь, и неважно, сколько тебе лет. Как только это исчезает, как только ты решил: ну все, я известный, я уже там чего-то добился — то все... Актер — возможно, единственная профессия, в которой путь к совершенству есть, но цель недостижима. Печальных примеров миллион: когда люди расслабились, успокоились или «зазвездились» — и просто в считаные секунды стали ненужными. У нас же как: проект прошел — ты известен, а спустя какое-то время тебя уже начинают забывать. И нужен новый проект, нужно постоянно доказывать, что ты можешь что-то еще. Тут и другая важная проблема проявляется: когда у тебя долго нет работы, ты начинаешь думать в кадре не о том, что ты делаешь, а о том, как ты это делаешь, — а вот этого нельзя допускать, это первый шаг к провалу. Как только начнешь думать, поймут ли тебя, поймут ли то, как ты сейчас играешь, — все, ты пропал.

 

— Но с другой стороны, в этой ситуации, наверное, часто приходится идти на компромисс, в том смысле, что не все роли, которые предлагают, по душе...

 

— Да, конечно, но я же и не на все соглашаюсь. Иначе я бы сразу вышел в тираж. Не нужно играть все подряд, должно быть качество, а не количество. Как только ты сорвешься, станешь зарабатывать деньги — все, пиши пропало.

 

— Но соблазн же есть — зарабатывать больше? Тем более у человека семейного...

 

— Соблазн есть всегда. Но у меня, наверное, такое воспитание, театральное, которое привили Земцов и Золотовицкий. Скажу больше: у меня никто из однокурсников никогда не «звездил», никогда не работал просто ради денег, никогда! Потому что из-за этого все можно очень быстро растерять. Профессия актера — крайне опасная.

 

— Кто для вас самый важный критик?

 

— Мама. Она меня всегда ругает, сразу начинает говорить о каких-то недостатках, о том, что не получилось, и только затем — о том, что удалось, о фильме вообще. Но мама критикует всегда по делу.

 

Текст: Евгений Мельников

 

Интервью опубликовано в журнале «Сапсан» (апрель, 2016): http://reklamotiv.ru/publishing/sapsan

 

0
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.