«Сивуч» — «Балтийский "Варяг"»

Картина А.Ю. Заикина

 

Экспедиция по следам корабля, названного в 1915 году «Балтийским "Варягом"», стала для съемочной группы телеканала «Моя Планета» настоящим приключением. Рассказывает ведущий телеканала Алексей Никулин.

 

Каждый наш фильм — это непременно комплексная подготовка, занимающая иногда месяцы, а в некоторых случаях даже годы. Потом приходит время отправляться в командировку, а точнее, полноценную экспедицию. И здесь все взаправду. События, которые зритель увидит на экране, — драматические перипетии, сюжетные повороты, погружения под воду, спуск в недра земли, яхтенные приключения — происходили в реальности, а не явились плодом режиссуры.

 

В экспедиции по следам корабля, который в 1915 году был назван «Балтийским "Варягом"», драматизма хватило.

 

 

Предыстория

 

Кадр из фильма «Моонзунд»

 

Началось все с Валентина Пикуля. Его исторические романы в свое время настолько вдохновили меня, что увлечение историей с годами переросло в дело жизни. Уже впоследствии я не раз ловил Пикуля на тенденциозности в оценках событий, больших и малых исторических неточностях и прочих смертных грехах с точки зрения даже не моей личной, а профессионального историка. Но сам Пикуль не был историком — он автор исторических романов, невероятно талантливый и неравнодушный к своим героям и темам. Он убедил десятки миллионов своих читателей, что история — это интересно, а история свой страны — тем более. Меня, в частности. Так что поклон ему!

 

Роман «Моонзунд» стоит особняком, поскольку имеет еще и прекрасную визуализацию в виде фильма, где главную роль сыграл Олег Меньшиков. И каждый раз, когда я возвращался в мыслях к событиям, описываемым в этом романе, у меня возникало желание углубиться в тему. Это было нечто неосознанное — хотелось побывать на месте событий, прикоснуться к историческим камням. Я такое состояние называю «беспилотный полет мечты» — когда у мечты пока нет четкой идеи, интриги или мотива. Но однажды такой мотив нашелся, и мы решились на яхтенно-подводное приключение по Моонзундскому архипелагу, чтобы на основе полученного материала снять фильм.

 

Что такое Моонзунд? Это архипелаг, состоящих из нескольких островов, запирающих собою с севера вход в огромный Рижский залив: с юга — Рига, с севера — Таллинн. Моонзундские проливы (и прежде всего Ирбенский) стали во время Первой мировой войны полем боя между германскими и русскими кораблями. Если совсем упрощенно, то проливы закрывали путь в Прибалтику и на Петроград. Прорвись германцы в Рижский залив и поддержи этот прорыв наступлением на суше, то последствия могли быть самые трагические. Причем уже тогда, в 1915 году, а не на два года позже.

 

 

Как это было

 

 

В августе 1915-го, спустя год после начала войны, немцы таки решились на прорыв и, протралив обширные минные поля в Ирбенском проливе, ввалились всей армадой внутрь Рижского залива. Силы были неравны, поэтому большая часть русского флота укрылась на севере, в узких проливах Моонзундского архипелага. На юге, у Риги, остались лишь две канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец», которые получили приказ после постановки минных заграждений у Риги прорываться на север, к основным силам. Двум небольшим кораблям предстояло преодолеть расстояние в 100 морских миль — через весь залив до Моонзунда. По заливу уже шныряла армада из 130 с лишним боевых германских кораблей. И всем было понятно, что уцелеть шансов нет.  

 

Некоторые люди в этот день отказались от обеда, вахтенные говорили, что это их последняя вахта, и разубедить их в этом мне не удавалось. Многие переодевались в чистое белье, готовясь к смерти

 

Что такое канонерка? Это небольшой корабль, предназначенный для прибрежного плавания и обороны береговых коммуникаций с моря. Длина 65 м, осадка чуть больше 2 м — то есть как у обычной парусной 12-метровой яхты. Да и скорость не намного выше. Канонерская лодка, одним словом!

 

 

Бой принят

 

 Канонерская лодка «Кореец»

 

Приказ выйти в море был, как сейчас видится со стороны, ошибочным. Но это был приказ, и его надлежало выполнить. «Серьезность положения осознавалась всеми без исключения. Это было видно по поведению команды: некоторые люди в этот день отказались от обеда, вахтенные говорили, что это их последняя вахта, и разубедить их в этом мне не удавалось. Многие переодевались в чистое белье, готовясь к смерти. Когда мне надо было послать стреляные гильзы сухим путем в Ревель, я назначил для сопровождения их больного комендора Воробьева, он стал просить оставить его на корабле, а послать кого-то другого, так как он не так сильно болен и ему хотелось бы разделить судьбу "Сивуча" вместе со всеми до конца. Впоследствии этого комендора, легкораненого, подобрали немцы», — вспоминал после мичман «Сивуча» Михаил Алексеевич Мурзин.

 

Бой «Сивуча» был редчайшим в истории флота по неравенству сил. Его водоизмещение — 900 т, корабли противника имели совокупное водоизмещение в 47 раз больше. У «Сивуча» из шести орудий к концу боя стреляло только одно 75-миллиметровое, а на каждом германском линкоре было по 12 орудий калибра 280 мм. У линкоров броня 30 см, «Сивуч» не бронирован и тихоходен

 

Около полудня 6/19 августа 1915 года «Сивуч» и «Кореец» вышли в море и неподалеку от острова Кихну вступили в неравный бой с превосходящими силами германского флота.

 

Но тут правила бал уже чистая математика — бой «Сивуча» был редчайшим в истории флота по неравенству сил. Его водоизмещение — 900 т, корабли противника имели совокупное водоизмещение в 47 раз больше. У «Сивуча» из шести орудий к концу боя стреляло только одно 75-миллиметровое, а на каждом германском линкоре было по 12 орудий калибра 280 мм. У линкоров броня 30 см, «Сивуч» не бронирован и тихоходен. И все-таки он сражался, каждый снаряд посылая точно в цель. Приняв в сумерках «Сивуч» за броненосец «Слава» и стянув к месту боя основные силы своего флота, немцы извели на две жалкие канонерки такую тьму снарядов и угля, что поставили продолжение операции в Рижском заливе под большой вопрос.

 

«Сивуч» после 40-минутного боя затонул. «Кореец», прикрываемый флагманом, сумел скрыться в темноте, но сел на камни, коих там тьма, и впоследствии, чтобы не достался врагу, был взорван своим экипажем.

 


Из 148 членов экипажа «Сивуча» уцелела треть. Командир Петр Нилович Черкасов разделил судьбу корабля. Павшим русским морякам противником были оказаны воинские почести.

 

Из воспоминаний мичмана Мурзина: «Немцы подобрали из воды меня, лейтенанта Герасимова и 48 человек команды. Все спасенные были перевезены на дредноут "Позен" и помещены в лазарет для лечения. При погребении скончавшихся от ран русских матросов им были отданы командой "Позена" воинские почести, а командир дредноута сказал речь своему экипажу, в которой указал, что русские моряки показали пример, как надо исполнять свой долг перед отечеством».


 

 

Два «Варяга»

 

 

За свой подвиг «Сивуч» тогда, в 1915 году, был назван «Балтийским "Варягом"», а его командир Петр Нилович Черкасов был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и звания капитана первого ранга посмертно. После подвиг экипажа был благополучно забыт.

 

«Наверх, о товарищи, все по местам, последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый "Варяг", пощады никто не желает!» — эту песню уже более 100 лет поют даже те, кто не имеет никакого отношения к флоту. Автор слов к песне — австрийский поэт Рудольф Грейнц, которого вдохновил подвиг русских моряков. Слава «Варяга» была в то время всемирной.

 

«Варягу» было уготовано бессмертие, а «Сивучу» — забвение. Закрадывается крамольная мысль: а может, «Балтийским "Варягом"» «Сивуч» был назван лишь потому, что с ним в последнем бою тоже участвовал «Кореец», преемник того самого «Корейца», погибшего вместе с «Варягом» 11 годами ранее?

 

Невозможно объяснить произошедшую несправедливость лишь тем, что советская власть сознательно «забывала» прежние воинские подвиги, поскольку флот был императорским, а армия — царской. При советской власти забыто было многое, но только не «Варяг» — уцелевшие участники того боя на юбилейных торжествах по случаю 50-летия боя «Варяга» и «Корейца» в 1956 году были награждены медалью «За отвагу», советской наградой!

 

Мы решили отправиться в Прибалтику, чтобы найти и обследовать «Сивуч», реконструировать ход боя на месте, встретиться с экспертами и получить ответ на вопросы: имел ли бой «Сивуча» какие-либо последствия, и, если это был героический эпизод, почему он предан забвению?

 

Продолжение следует.

 


 

Телеканал «Моя Планета» выражает глубокую благодарность за помощь в организации экспедиции и съемок:

 

Максиму Спутаю, Алексею Емелину, Алексею Дронову, Марку Ефимову, Вадиму Кутукову, Юрию Мелконову, Владимиру Островскому, Мартиньшу Сайтерсу, Константину Смолякову, Игорю Чатскому, Норману Талсону;

дайверклубу Aquabaltic (Таллин);

ООО «Фольксваген Групп Русс», подразделение «Коммерческие автомобили»;

Шкода Авто России;

официальному дилеру марки Volkswagen — компании «Германика»;

экипировочному центру «Камуфляж и снаряжение Force’Age»;

Музею истории Российского флота в Измайлове.

3
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.