Змеи развивают фаллос с помощью гена ног

У змей, как известно, нет конечностей, однако ученые выяснили, что они по-прежнему имеют ДНК, отвечающее за их развитие. В ней скрывается ген, ответственный за развитие фаллоса.

Новое исследование показало, что один и тот же ген во время эмбрионального развития у млекопитающих и рептилий отвечает как за развитие конечностей, так и за развитие фаллоса, который впоследствии становится половым членом у мужчин и клитором у женщин.

«Мы думали о нем (гене. — Прим. ред.) как об усилителе конечностей, но в более широком смысле эти генетические компоненты на самом деле также участвуют в развитии и экспрессии генов в других тканях тела», — отметил исследователь из Университета Джорджии Дуг Менке.

Сотни цис-регуляторных элементов участвуют в процессе построения конечности в утробе матери. Исследователи хотели понять, как усилители конечностей способствуют эволюции форм и размеров конечностей. Например, некоторые змеи имеют крошечные рудиментарные задние конечности, оставшиеся им от тех дней, когда змеи имели лапки, — более 80 млн лет назад.

Ученые обнаружили, что змеи по-прежнему имеют в своей ДНК усилитель конечностей — в законсервированном виде. Это показалось им странным, ведь эксперты полагали, что за 80 млн лет эволюции этот ген должен был утратиться, а рудиментарные задние конечности были просто видом мутации.

Исследователи ввели обнаруженный у змей ген эмбрионам мышей и выяснили, что змеиный сегмент ДНК не может повлиять на развитие конечностей у млекопитающих, зато активирует развитие у них фаллоса.

Дуг Менке выдвинул гипотезу, что в древности безногие животные использовали свои гены развития ног для развития фаллоса — когда развивалось внутриутробное оплодотворение. Мужской половой орган появился примерно 310 млн лет назад. Теперь ученые выясняют, специализируются ли усилители на развитии ног или гениталий, и если да, то как происходит эта специализация, пишет Live Science.