Выявлены самые популярные литературные сюжеты

 

Американские и австралийские ученые исследовали динамику эмоциональной окраски в популярных литературных произведениях и нашли в них несколько общих типов сюжетов.

 

Среди них шесть оказались наиболее популярными: «из грязи в князи», «трагедия», «падение и взлет», «Икар», «Золушка» и «Эдип», передает N+1.

Для анализа эмоционального окраса ученые использовали алгоритм Hedonometer, основанный на словаре, в котором каждому слову соответствует численное значение, отражающее его эмоцию. Более «радостному» слову соответствует большее положительное число, и наоборот. Авторы изучали 1737 художественных произведений не длиннее 200 000 слов, скачанных из открытой библиотеки проекта «Гутенберг». Через каждый текст пропускали рамку считывания, которая вычисляла средний эмоциональный окрас в отрывке длиной 10 000 слов.

Для всех текстов ученые получали характерную кривую, которая показывает, как изменяется эмоциональный окрас на протяжении текста. Используя сингулярное разложение по набору простых кривых (синусов с разным периодом), авторы смогли описать большую часть данных шестью основными сюжетами. Их названия ученые взяли из предыдущих работ в этой области или просто в соответствии с наиболее ярким примером произведения.

Все шесть сюжетов разбивались на три пары, в которых из одной и той же кривой, взятой с разным знаком, получались два разных типа. Самые простые сюжеты — «из грязи в князи» и «трагедия» — описывались кривой без максимумов и минимумов. Более сложные типы — «падение и взлет» и «Икар» — имели по одному экстремуму, оставшиеся два типа — «Золушка» и «Эдип» — по два.

Авторы отмечают, что описанные в работе закономерности характеризуют только глобальный масштаб произведения, хотя на самом деле эмоциональный накал меняется гораздо чаще от сцены к сцене, просто эти колебания значительно меньше на фоне основных максимумов и минимумов. Например, в романе «Гарри Поттер и дары смерти» Джоан Роулинг наблюдается как минимум 16 выраженных экстремумов.

По словам авторов, полученные результаты хорошо согласуются с более ранними эмпирическими выводами о типах литературных сюжетов (к примеру, описанных в лекции писателя Курта Воннегута). Ученые также предполагают, что их подход может использоваться не только для анализа, но и для автоматического написания художественных текстов, используя одну из основных эмоциональных кривых в качестве отправной точки.

2
Читайте также
Смотреть онлайн