Микенский «властелин колец» пролил свет на зарождение греческой цивилизации

 

В прошлом году археологи обнаружили 3500-летнюю гробницу древнего война, который обрел вечный покой среди сокровищ. Как выяснили археологи, открытие может оказаться не только одним из самых великолепных за 65 лет, но и раскрыть детали формирования великой цивилизации.

 

Найденные в гробнице артефакты, а именно четыре золотых кольца, могут многое поведать об истоках греческой цивилизации, заявили археологи. Доктор Шарон Стокер и ее муж профессор Джек Дэвис в 2015 году обнаружили гробницу рядом с городом Пилос у подножия дворца Нестора. 


Воин был похоронен примерно в 1500 году до н. э. в возрасте 30–35 лет. Слева от него находилось оружие, справа — украшения. Рядом с головой и грудной клеткой мужчины положили бронзовый меч с украшенной золотом костяной рукоятью. Под ним лежал кинжал с позолоченной рукоятью. Справа от тела и вокруг головы находилось более тысячи бус из аметиста, яшмы, агата и сердолика. Между ногами покоилась костяная пластина с резным изображением грифона.

 

 

Погребенного сопровождали около 50 каменных печатей, на которых были вырезаны сложные изображения богинь, быков и людей, прыгающих через быков. Рисунки украшали и четыре золотых кольца, положенных в могилу. Всего в погребении обнаружено до 2000 предметов.

 

Увековеченный в гомеровской «Одиссее» крупный дворцовый центр Пилос был разрушен в результате пожара в 1180 году до н. э., но даже спустя много веков комплекс представляет для археологов большую ценность, отмечает Science Daily.


Находка, поразившая ученых своим великолепием, предоставила обширный материал для изучения. Спустя год специалисты установили, что большинство артефактов были изготовлены минойцами —– критской цивилизацией, которая превосходила микенцев в культуре и искусстве. Внимание ученых, в частности, привлекли те самые четыре кольца, изготовленные из нескольких слоев золота и имеющие чеканку религиозного содержания, характерного для минойского искусства.

 

 

Так, на первом кольце изображена сцена ритуальных прыжков через быка (таврокатапсия), традиционная для минойцев. На втором — пять изысканно одетых женщин у морского святилища. На третьем — женщина, предположительно богиня, с посохом и в сопровождении двух птиц на вершине горы. Четвертое украшено изображением женщины, демонстрирующей рог быка сидящей на возвышении богине, которая держит зеркало.


Исследователи озадачились: каким образом человек из материковой Греции смог накопить столько минойских богатств? По одной из давних теорий, микенцы грабили богатых представителей островного государства. Как пояснила Стокер, война похоронили как раз во времена микенских набегов на Крит, и вскоре после его смерти крито-минойская цивилизация покорилась грекам. 

 

При этом, считают археологи, артефакты, найденные в могиле, свидетельствуют о гораздо более глубоком культурном обмене между двумя древними цивилизациями и не объясняются лишь грабежами. По их словам, тщательно отобранные и аккуратно размещенные предметы раскрывают массу тайн о зарождавшейся Греции, впитавшей утонченную критско-минойскую культуру.

 

 

Стокер и Дэвис среди прочего указывают на ценность золотых перстней, отражающих мастерство их изготовителя, когда-то жившего на Крите. Ранее обнаруженные кольца, принадлежавшие микенцам, не отличались подобным изяществом. В связи с этим археологи полагают, что на завоевателей с материка культура минойцев оказала ключевое влияние, сформировав основы религиозного искусства. 


«Это не просто трофеи. Может быть, это и добыча, но они (микенцы) специально выбирали предметы, которые сообщали нечто доступное их пониманию. Они не просто "грабили ювелирный магазин". Они отбирали конкретные трофеи, которые затем поместили в могилу», — добавил Дэвис.


Исследователи нашли связь между кольцами и другими артефактами из гробницы. В частности, зеркало у ног воина может соотноситься с изображением на четвертом кольце (где богиня держит в руках зеркало), бык — священный для минойцев — также встречается в микенской культуре и на части предметов. По мнению Стокер и Дэвиса, не случайна связь первого кольца и лежавшего у изголовья воина шлема в виде бронзовой головы быка с рогами, символизирующая высокий социальный статус и авторитет погребенного.

 


По словам ученых, гробница воина — пока единственный шанс исследовать формирование микенской цивилизации. Однако исследователи надеются открыть новые пути к пониманию микенской системы ценностей в переходный период, когда минойское искусство стало приобретать все большее значение для материковой Греции.

6
Читайте также