В Дании найдены забытые фотографии, сделанные астрономами 100 лет назад

Датский астроном совершил неожиданное открытие — но не в небе, а в комнате для чаепития Института Нильса Бора в Копенгагене. Он нашел коробки, в которых хранились забытые стеклянные пластины — старинные снимки астрономических наблюдений, произведенных посредством телескопа. Некоторые изображения были сделаны 120 лет назад

Изображения представляют собой удивительные снимки исторических солнечных и лунных затмений, комет и даже вид на двойные звезды и далекие созвездия. Некоторые из снимков были сделаны в первые годы работы телескопа Østervold, который был установлен в копенгагенской обсерватории в 1895 году.

Астроном Хольгер Педерсен, который обнаружил пластины, рассказал, что просто ждал, пока закипит чайник, когда решил проверить содержимое странных ящиков, зачем-то перемещенных в комнату незадолго до этого. К своему удивлению, он обнаружил в двух коробках коллекцию из 300 фотопластинок. Как выяснилось позже, от ящиков планировали избавиться в рамках оптимизации институтских помещений. К счастью, Педерсен добрался до них раньше, чем мусорщики.

Ряд найденных снимков сделан во время лунного затмения 1896 года. Фото 1921 года запечатлело Денеб, яркую звезду в созвездии Лебедя. На кадре 1957 года можно увидеть фото кометы Аренда — Ролана (Педерсен вспомнил, что видел ее ребенком).

Одна из пластинок, найденных Педерсеном, представляет особый исторический интерес. Она показывает солнечное затмение 1919 года — то же затмение, что было использовано британским астрономом Артуром Эддингтоном для доказательства общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в 1915 году предложил, что гравитация может заставлять свет огибать массивные объекты в пространстве, такие как звезды или галактики. И изображение затмения, сделанное Эддингтоном в 1919 году, было первым визуальным свидетельством того, что теория Эйнштейна верна. Эддингтон тогда сделал десять копий своего снимка и разослал их коллегам. Одну, ту самую, он отправил в Копенгаген.

Несмотря на распространение фотопленки, астрономы очень долго, вплоть до 1990 годов, оставались верны стеклянным пластинам, поскольку астрономические явления на них отображаются точнее. В одной только обсерватории Гарвардского колледжа за все время ее существования сделано 525 000 таких пластин (это крупнейшая коллекция в мире), еще 100 000 сделаны в обсерваториях Германии и Крыма, передает Live Science.