Астрономы заявили о наличии еще одной планеты в Солнечной системе

Астрономы получили новые доказательства существования еще одной планеты в Солнечной системе, которая находится примерно в 20 раз дальше от Земли, чем Нептун.

Так называемая «планета Х», как в широком смысле обозначают неизвестную планету нашей системы, уже давно является предметом научных поисков и псевдонаучных спекуляций. На этот раз о том, что такая планета существует, заявили авторитетные астрономы — сотрудники Калифорнийского технологического института Майкл Браун и Константин Батыгин, передает N+1.

Напрямую увидеть планету астрономам не удалось, но исследователи приводят косвенные данные об орбитах других объектов пояса Койпера, которые указывают на существование «планеты Х». Статья ученых принята к публикации в Astronomical Journal.

Браун и Батыгин утверждают, что «планета Х» должна находиться на орбите с периодом около 15 000 лет, а ее масса в десять раз превышает массу Земли. В ближайшей точке «планета Х» подходит к Солнцу на расстояние, в семь раз превышающее радиус орбиты Нептуна, — на 200 астрономических единиц (астрономическая единица равна расстоянию от Солнца до Земли). Дальняя точка орбиты удалена от нашей звезды на 600–1200 астрономических единиц.

Все эти данные о «планете Х» основаны на просчете орбит семи ранее известных транснептуновых объектов, среди которых Седна (открытая тем же Брауном), объекты 2004 VN112, 2013RF98 и другие. Ориентации орбит этих объектов кластеризуются таким образом, что заставляют предполагать существование крупного тела, оказывающего на них мощное гравитационное воздействие. По словам ученых, вероятность случайного совпадения орбит в данном случае составляет не более 0,007%.

Журналистам Science удалось взять комментарий у рецензента статьи Брауна и Батыгина в Astronomical Journal Алесандро Морбиделли (обычно личности рецензентов в научных журналах сохраняются анонимными). По словам Морбиделли, расчеты Батыгина и Брауна «очень основательны» и он «вполне убежден, что данная планета действительно существует».

Тем не менее, авторы работы признаются, что «до тех пор, пока планету не удастся детектировать напрямую [с помощью телескопов], ее существование будет оставаться гипотезой». Из-за удаленности от Солнца и большого разброса в параметрах орбиты для наблюдения «планеты Х» невозможно использовать телескопы с узким полем видимости вроде «Хаббла» — просто не понятно, на какую часть неба направлять их объектив. Помочь в этом могла бы обсерватория «Субару», телескоп которой имеет высокую чувствительность при широком поле обзора, однако даже с его помощью прямые поиски «планеты Х» могут занять не менее пяти лет.