Ученые выяснили, как люди научились считать до десяти

 

В это трудно поверить, но в некоторых культурах до сих пор не существует больше трех счетов. Эти языки не имеют вариантов слов для обозначения больших цифр, оперируя вместо этого такими понятиями, как «много».

 

Для некоторых культур большие числа просто не имеют практического применения. Например, пастух не пересчитывает своих овец одну за другой — он охватывает стадо как одно целое. Лингвист из Университета Техаса Пейшенс Эппс говорит, что ее часто спрашивают, как люди, которые не имеют счета, знают, к примеру, сколько у них детей. Филолог рассказывает, что однажды задала этот вопрос одному из амазонских племен и на нее посмотрели «странно». Жители племени, объясняет Эппс, не держат число своих детей постоянно в голове — они просто перечисляют их имена и загибают пальцы на руках.

Обществу нужны более сложные цифры, когда оно выходит на более высокий социальный уровень. Например, возникает торговля между незнакомыми племенами, которые еще не доверяют друг другу. Чтобы вести честный обмен, племена вырабатывают некую абстрактную систему подсчета. Примерно так, отмечает лингвист и зародился счет тысячи лет назад.

При этом, прежде чем выработать одну стройную систему, общество вводит одни цифры и изымает из обихода другие. Проследить этот процесс удалось на примере пама-ньюнгских языков, на которых раньше говорила большая часть населения Австралии. Эта языковая группа состоит из приблизительно 300 языков, на которых на сегодняшний день говорят около 25 000 человек. Раньше на них говорили более 2 млн человек.

У некоторых языков этой семьи счет заканчивается на цифре 5. При этом на формирование цифр в этих языках потребовалось около 6500 лет. Как показали исследования, верхние пределы австралийских числовых систем чаще всего изменялись между 3, 4 и 5. Со временем даже маленькие числовые системы теряли цифры, но и приобретали тоже — правда, не последовательно цифра за цифрой. Удивительно, но развитие счета происходило скачкообразно: например, после 5 могло идти сразу 10 или даже 20.

Цифра 5 часто является переломным моментом: как только система достигает 5, в нее, вероятно, добавляется сразу больше цифр — до 20. В результате числовые системы, где 5 является верхним пределом, редки для пама-ньюнгской семьи языков. По мнению исследователей, это связано с тем, что, как только появляется необходимость считать до 5, почти сразу же появляется понимание, что можно считать и дальше — до бесконечности, пишет Science Magazine.

Примечательно также, что слова для обозначения «четыре» чаще всего состоят из слов, обозначающих «два», а не отдельного слова.

6
Читайте также