Ученые объяснили, почему у фигуристов не кружится голова после вращения

 

Когда мы кружимся на аттракционах или танцполе, то часто теряем ориентацию в пространстве. Как же профессиональным спортсменам, например фигуристам, удается не только устоять на ногах, но и продолжать выполнение программы после сальто и тройных тулупов?

 

Короткий ответ — тренировка. Однако для того, чтобы по-настоящему понять, почему фигуристы могут крутиться без приобретения головокружения, следует рассмотреть, как работает вестибулярная система, устройство в нашем внутреннем ухе, которое помогает поддерживать нас в вертикальном положении. Эта система содержит специальные чувствительные нервные клетки, которые могут определять скорость и направление, при котором движется наша голова. Датчики тесно связаны с нашими движениями глаз и с нашим восприятием положения собственного тела и перемещения в пространстве. Например, если мы повернем голову вправо, а глаза при этом останутся наведенными на объект прямо перед нами, наши глаза, естественно, будут двигаться влево с той же скоростью. Это непроизвольная реакция позволяет нам оставаться сфокусированными на неподвижном объекте, пишет научное издание Scientific American.

 

Пресловутый тройной тулуп является более сложным случаем. Когда мы перемещаем голову во время вращения вокруг своей оси, наши глаза начинают двигаться в противоположном направлении, но достигают своего предела, прежде чем наша голова завершает полный оборот на 360 градусов. Таким образом, наши глаза возвращаются к стартовой позиции. Это повторяется несколько раз, что приводит к так называемому нистагму — колебательным движениям глаз высокой частоты, благодаря чему мы и получаем головокружение.

 

Фигуристы подавляют головокружение, тренируясь противодействовать нистагму с помощью другого типа движения глаз, которое называется оптокинетический нистагм. Это явление происходит, например, когда мы едем в поезде и пытаемся смотреть на близко расположенные объекты — глаза двигаются быстро туда-сюда, а голова остается на месте. Фигуристы тренируют способность смотреть на объекты именно таким способом, когда они вращаются. Это компенсирует действие нистагма, что помогает устоять на ногах.

 

Профессиональные спортсмены используют также различные другие стратегии, чтобы предотвратить головокружение, в том числе поддержание равномерной скорости. Датчики в нашей вестибулярной системе могут сработать только в случае изменения скорости, так что они не распознают вращение, которое происходит в устойчивом темпе. Если спортсмены могут управлять скоростью, они сталкиваются с головокружением только тогда, когда ускоряются или замедляются при вращении.

 

Балерины используют другую технику, которую называют «удерживанием точки». Исполняя пируэты, они пытаются минимизировать вращение головы: до последнего удерживают ее на месте, а затем, в конце поворота тела, быстро поворачивают ее вслед за туловищем. Это ограничивает нистагм. Исследование 2013 года показало, что за годы тренировок в мозгу танцоров балета происходят изменения, благодаря которым они с легкостью выполняют сложные вращения, не чувствуя после них головокружения.

 

Несмотря на все это, фигуристы и танцоры по-прежнему иногда теряют равновесие после вращений. Однако специальные тренировки помогают им быстро приходить в себя.

0
Читайте также