Ученые: эволюция человечества продолжается

Число детей, возраст рождения первенца и другие факторы все еще находятся под влиянием генетики, считают исследователи.

Ученые доказали, что, несмотря на видимое отсутствие естественного отбора, эволюция человечества все еще продолжается и идет прежним «доисторическим темпом». При этом на нее не влияют демографические тенденции XXI века, такие как значительное снижение смертности и рождаемости. Несмотря на то что к 1940 году выживаемость новорожденных повысилась с 67 до 94%, а среднее число детей в семье упало с 5 до 1,6, гены продолжают влиять на формирование новых семей, их численность, возраст рождения первого и последнего ребенка. Ученые утверждают, что это свидетельствует о том, что дарвиновские принципы эволюции продолжают работать независимо от социально-экономических факторов.

Такие выводы ученые сделали на основе генетического исследования. Они проанализировали генеалогические древа жителей Финляндии, пользуясь тем, что многие финны бережно хранят информацию о своих предках — в их архивах удалось найти данные о людях, живших в XVII–XVIII веках. Вирпи Луммаа из британского Университета Шеффилда и его коллега Элизабет Болунд из шведского Университета Упсалы сравнили геномы ДНК более чем 10 000 людей и обнаружили, что генетические факторы на 4–18% определяли число детей в семье, а также возраст, в котором человек в первый и последний раз становился отцом или матерью.

По мнению исследователей, в последнее столетие «вклад» генов в эволюцию человека не уменьшился, а, наоборот, заметно вырос. Это связано в первую очередь с тем, что, в отличие от предков, современные люди свободны в выборе партнеров для продолжения рода, в то время как раньше существовали запреты в виде различных социальных норм и ограничений. «Вполне возможно, что жизнь в современном обществе дает нашим генам больше свободы в выражении их "мыслей" и преференций благодаря ослаблению влияния общественных и психологических норм на то, как мы продолжаем свой род. Благодаря этому вклад естественного отбора в эволюцию человечества заметно повысился в последние несколько поколений», — цитирует Элизабет Болунд РИА «Новости». Исследование было опубликовано в журнале Evolution.

Отметим, что в научном мире существует и другая точка зрения. Как рассказал в интервью «Моей Планете» российский ученый Александр Каплан, возглавляющий лабораторию нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, эволюция для человека завершилась, поскольку практически перестали действовать факторы естественного отбора и все имеют одинаковые шансы оставить потомство. «Ученые полагают, что если бы можно было взять младенца из пещер Кро-Маньона на территории современной Франции, где 40 000 лет назад поселились первые представители человека разумного, то его бы можно было посадить за школьную парту, потом отправить в университет, и он ничем бы не отличался от нас. По крайней мере за эти десятки тысяч лет в человеке ничего не изменилось», — считает Александр Каплан.