Ученые изучили самых живучих существ на Земле

Секрет беспрецедентной живучести насекомых состоит в разнообразном питании, подвижности и способности адаптироваться к изменениям климата — именно это позволило им пережить динозавров и других вымерших животных.

Американские ученые составляли базу данных ископаемых жуков и с удивлением обнаружили, что жуки являются самыми живучими существами на Земле. Они практически не пострадали при массовых вымираниях видов и пережили таких мощных хищников, как динозавры. В своем исследовании биологи попытались выяснить, в чем заключается секрет их феноменальной живучести и как они сохранили свою удивительную многообразность.

Отряд жуков, или жесткокрылых, является крупнейшим классом живых существ: он насчитывает 380 000 видов, история каждого из которых уходит в прошлое на миллионы лет. База данных ученых включала 5553 вымерших особей, найденных в 221 районе Земли. Ученые исследовали насекомых в янтаре, в озерных отложениях и использовали все имеющиеся базы данных о жесткокрылых — по времени исследование включало ископаемых жуков, живших до 300 млн лет назад. В ходе сравнения этих особей с современными жесткокрылыми выяснилось, что из 214 семейств жуков вымерли лишь 35, то есть 179 живы до сих пор. Большей части современных жуков ученые смогли найти древних родственников, застывших в виде окаменелостей.

Подробнее ученые изучили самый разнообразный подотряд Polyphaga (Разноядные): к нему относится 90% современных описанных видов. Ученые попытались понять, почему именно этот подотряд сохранил такое невероятное разнообразие видов и как разноядным жукам удалось избежать вымирания. Оказалось, что секрет их живучести заключается во всеядности и готовности к путешествиям в случае чрезвычайных обстоятельств. В то время как другие подотряды питались однообразно (Archostemata предпочитали древесину, Myxophaga поедали водоросли, а плотоядные жуки были хищниками), у Polyphaga была широкая диета (отсюда и название «разноядные»). При изменениях климата, которые погубили многих животных, эти жесткокрылые срывались с насиженных мест и улетали в далекие края, перемещаясь в области с более комфортными условиями жизни. В итоге им удалось пережить даже величайшее массовое вымирание видов — пермский период, когда с лица земли исчезли 96% морских видов, 83% видов насекомых и 70% наземных животных.

В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B, ученые указывают на необходимость дальнейшего изучения темы и сетуют на то, что в настоящий момент большинство ископаемых насекомых хранятся в музейных шкафах и не описаны в литературе.