У тибетцев обнаружили высокогорный ген, который позволяет жить на высоте

Группа ученых из США и Непала выяснила, что генетически жители Тибета занимают промежуточное положение между равнинными китайцами хань и горными шерпами.

Большие высоты тяжело даются обычному человеку из-за низкого уровня кислорода, но тибетцы отлично приспособлены к жизни на высоте около 4000 м. Благодаря физиологическим особенностям, таким как относительно низкая концентрация гемоглобина, тибетцы избавлены от риска осложнений нахождения на высоте (например, тромбоза), которые опасны для «краткосрочных» посетителей. Уникальными для тибетцев являются варианты генов EGLN1 и EPAS1, отвечающие за адаптацию к условиям гор. Сравнив геномы этнических групп, связанных с тибетцами, ученые выяснили, что современные тибетцы происходят от двух народностей поровну: равнинных китайцев хань и горных шерпов. От шерпов тибетцы и позаимствовали высокогорный ДНК. Анализируя гены, команда определила, что раскол населения между шерпами и равнинными восточными азиатами произошел около 20 000 — 40 000 лет назад, что согласуется с предполагаемой датой колонизации тибетского плато (около 30 000 лет назад).