Расшифрован геном сибиряка, жившего 45 тысяч лет назад

Международная команда ученых завершила исследование кости человека, жившего в Сибири 45 000 лет назад. Это самая древняя кость Homo sapiens, из которой удалось выделить ДНК и прочитать геном.

Бедренная кость древнего человека была обнаружена в 2008 году на берегу реки Иртыш художником-косторезом Николаем Перистовым — он искал для работы кости мамонтов и бизонов вблизи села Усть-Ишим. Два года находка пролежала в запасниках, пока ее не увидел омский врач-хирург и палеонтолог Алексей Бондарев. Кость была признана человеческой, после чего началось ее большое путешествие. Специалист из новосибирского института РАН переправил ее для датировки в Оксфорд. Там с помощью радиоуглеродного анализа был определен рекордный возраст кости. Затем к процессу присоединились ученые из Германии и Китая. А финальная часть исследования проходила в Лейпциге, в лаборатории известного антрополога Сванте Паобо, которому ранее удалось прочитать геномы неандертальца и денисовского человека, найденного в пещере на Алтае.
На основании исследования удалось выяснить, что усть-ишимский сибиряк был предком и современных европейцев, и азиатов. «20 000 — 30 000 лет назад оформилось разделение на кроманьонцев, живших в Европе, и монголоидов, живших в Юго-Западной и Юго-Восточной Азии. Человек из Усть-Ишима был предком для обеих ветвей», — рассказал «Газете.ру» один из исследователей Сергей Слепченко. В ДНК древнего сибиряка обнаружено столько же генов неандертальца, как у современных людей (2,5%), однако фрагменты этих генов в три раза длиннее. Впоследствии с каждым поколением они становились все короче и короче. На основании генетического анализа ученые установили точный период, когда произошло скрещивание генов Homo sapiens и неандертальцев: 50 000 — 60 000 лет назад.
Открытием для ученых стал и сам факт пребывания современного человека около 45 000 лет на 58° северной широты. До сих пор не было прямых доказательств столь раннего проникновения человека на север Евразии. Считается, что вид Homo sapiens имеет африканское происхождение. Усть-ишимский человек является представителем первой масштабной волны миграции в Евразию. Как показал радиоизотопный анализ, питался усть-ишимский человек мясом добытых на охоте животных, собранными растениями и выловленной из реки рыбой. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.