У детей нашли врожденные способности к использованию обезьяньих инструментов

 

Британские ученые выяснили, что люди и другие приматы имеют врожденный познавательный механизм, помогающий им постигать окружающий мир.

 

В глубине джунглей, покрывающих труднодоступные горы Махале в Танзании, шимпанзе очищает веточку от листьев, а затем погружает ее в землю. Когда животное вынимает ее, веточка оказывается покрыта вкусными термитами. Слизав с палочки шестиногие лакомства, обезьяна повторяет трюк.

Тем временем на другом конце света трехлетний житель Великобритании сидит перед картонной коробкой. В маленьком отверстии видны три губки. Если ребенок сумеет извлечь их из коробки, то получит награду — наклейку. Без подсказок малыш решает взять лежащую рядом палочку, покрытую липучкой. Он рассуждает, что губки могут прилипнуть к клейкой ленте, и он прав. За короткое время он выигрывает свой приз.

И если танзанийский примат проделывает вышеописанную процедуру практически каждый день, то британский примат участвует в эксперименте, призванном проверить теорию об инстинктивном владении некоторыми инструментами.

Параллели неслучайны. Ученые целенаправленно сравнивали поведение диких орангутанов и шимпанзе с поведением людей, не успевших перенять навыки от взрослых. Исследователи изучили поведение 50 детей в возрасте от двух до трех с половиной лет. Оказалось, что они пользуются инструментами с той же частотой, что и обезьяны. Добыча термитов с помощью палочки весьма распространена среди орангутанов и шимпанзе, и дети также часто пользовались подобным инструментом в похожей ситуации. При этом обезьяны редко используют камень, чтобы расколоть орех, — и среди малышей тоже мало кто применял это средство.

Всего дети сумели выполнить 11 испытаний из 12. Исследователи говорят, что это свидетельствует об инстинктивной способности детей к использованию простых инструментов.

Эти выводы опровергают сложившееся мнение, согласно которому детей нужно обучать применению абсолютно всех инструментов. Эта идея восходит к трудам советского психолога Льва Выготского, который писал в 1930 году, что вероятность спонтанного использования орудия труда детенышем человека практически равна нулю, передает Scientific American.

Результаты исследования также показывают, что люди и другие приматы имеют врожденный механизм познания мира и манипулирования его составляющими.

2
Читайте также