Психологи объяснили, почему дети плохо играют в прятки

 

Маленькие дети очень любят играть в прятки, ведь есть нечто увлекательное в том, чтобы вдруг стать «невидимым» и скрыться от чужого взгляда. Однако, если быть честными, дети не слишком хорошо справляются с задачей надежно спрятаться.

 

Любопытно, что дети дошкольного возраста часто уверены, что «исчезнуть» можно, едва закрыв лицо руками. В течение долгого времени психологи объясняли это «безнадежным эгоцентризмом» детей: считалось, что они не могут отличить собственное мнение от чужого и ошибочно полагают, что окружающие видят мир так же, как они сами.


Однако исследователи в области когнитивной психологии поставили эту теорию под сомнение. К участию в экспериментах были привлечены дети в возрасте от двух до четырех лет. Каждого сажали рядом со взрослым человеком, который закрывал свои глаза или уши руками. Затем ребенка спрашивали, может он в такой ситуации увидеть или услышать взрослого, и маленький доброволец отвечал, что это невозможно. То же самое происходило, когда взрослые закрывали рукой свои рты — дети отрицали то, что могут поговорить с собеседниками. 


Ряд контрольных опытов исключил, что дети запутались или неправильно поняли задачу: результаты показали, что маленькие участники исследования точно знали, чего от них хотят. Детские ответы говорят об подлинной вере каждого ребенка в то, что другой человек не может быть замечен тогда, когда закрывает рот, глаза или уши. Даже если сидит совсем рядом или стоит в полный рост.

 

Что же происходит? По всей видимости, восприятие детьми собеседника базируется на зрительном контакте и основывается на принципе «я вижу тебя лишь тогда, когда ты видишь меня» и наоборот. Когда ребенок «прячется», укрыв голову одеялом, эта стратегия не является результатом эгоцентризма. Дети и в самом деле считают такой метод эффективным. Их восприятие видимости двунаправленно: если два человека не смотрят друг на друга, то один не увидит другого. Вопреки понятию эгоцентризма дети просто настаивают на взаимном признании и взаимной связи. Прерывание зрительного контакта, разрывающее эту связь, в детском понимании эквивалентно «исчезновению», передает Live Science.


Эксперименты также показали, что дети чувствуют себя неспособными установить связь с человеком, пока общение не протекает «на равных». Таким образом, утверждения об эгоцентричности маленьких детей является несостоятельным: дети стремятся создавать ситуации, в которых они смогут быть взаимно связаны с другими людьми или своими сверстниками. Взрослым не помешает вдохновиться этим маленьким опытом: дети лучше всех осознают, что все мы очень близки.

4
Читайте также