Отказ кусаться помог древним людям защититься от вирусов

Американские ученые выяснили, что в геноме человека, по сравнению с генотипами других видов млекопитающих, присутствует гораздо меньше следов вирусных молекул ДНК.

Причиной этого исследователи считают тот факт, что предки человека еще миллионы лет назад перестали кусать своих врагов и животных, на которых они охотились, и стали использовать первые примитивные орудия охоты (копья, гарпуны, молотки с каменными наконечниками). Об этом исследовании сообщает журнал Retrovirology.

Благодаря тому что в далеком прошлом предки человека перестали использовать свои зубы как оружие, ретровирусы в их организме оказались ослабленными. Однако, несмотря на современную усиленную защиту нашего организма, эти вирусы до сих пор способны заразить, к примеру, половые клетки человека. Но при этом для здоровья людей ретровирусы сейчас являются практически безвредными, когда у прочих млекопитающих они часто становятся причиной рака и прочих тяжелых заболеваний.

Чтобы объяснить это явление, сравнили, сколько времени ретровирус пребывает в геноме человека и 39 видов млекопитающих (среди которых были шимпанзе, дельфины, панды и прочие). Датировка проводилась с помощью сравнения двух краев вируса: когда вирус только вторгается в геном, его края идентичны, но при накоплении случайных мутаций различия увеличиваются.

В ходе эксперимента выяснилось, что за последние 10 млн лет в геном человека и приматов попало значительно меньше ретровирусов, чем в организмы других млекопитающих. Более того, за последние 3 млн лет в ДНК человека вообще не проникало новых ЭРВ. Предпосылкой к этому и стало изменение поведения людей, а также то, что древние люди начали готовить мясо на огне. Таким образом, у древних людей резко сократились контакты с кровью, что очень важно, так как большое количество вирусов способно передаваться как раз через кровь.

Однако при этом ученые предупреждают, что в последние 50 лет эта тенденция вновь изменилась. Исследователи особенно отмечают гепатит С, который переносится через кровь, и подчеркивают, что частота контактов человека с вирусом снова выросла из-за практики инъекций и переливания крови.

Ретровирусы (лат. Retroviridae) — семейство РНК-содержащих вирусов, заражающих преимущественно позвоночных. Наиболее известный и активно изучаемый представитель — вирус иммунодефицита человека.