Геологи объяснили причину массового вымирания видов в пермский период

Ученые обвинили сибирские траппы в Массовом пермском вымирании, которое стало самым масштабным в истории Земли.

Команда геофизиков и геохимиков нашла причину величайшего вымирания видов в истории нашей планеты, произошедшего в Пермский период. Они установили, что 252 млн лет назад траппы Сибири проявляли повышенную активность, выбрасывая триллионы тонн углекислого газа в атмосферу, что привело к окислению воды в мировом океане и сделало его малопригодным для жизни. В течение как минимум 10 000 лет морская вода поглощала CO2 в таком объеме, что это не могло не привести к экологической катастрофе. Массовое пермское вымирание ознаменовалось гибелью 96% морских видов, 83% видов насекомых и 70% наземных животных.

Выводы ученых основываются на изучении двух типов изотопов бора, содержавшихся в известняке у побережья Объединенных Арабских Эмиратов. Эти вещества по времени соответствуют пермскому периоду — тогда на этом месте находился древний сверхконтинент Пангея, объединявший практически всю сушу Земли. Исследования природного бора помогли ученым вычислить рН воды, которая омывает морские скалы. Измерения показали, что за 10 000 лет уровень pH океана понизился на 0,7. «Это настолько быстрое изменение, что океан просто не смог защититься от столь увеличившегося уровня CO2», — рассказал руководитель исследования Мэтью Кларксон, геохимик из Университета Отаго в Новой Зеландии.

Его команда объясняет эти изменения извержениями вулканов в Сибири, которые резко выделили большое количество диоксида углерода в поздний пермский период. Но вместе с тем ученые признают, что пока не могут найти причину вымирания видов, которое случилось на более ранних этапах пермского периода — в это время кислотность мирового океана была повышена незначительно. Исследователи отмечают, что им предстоит еще много работы, чтобы прояснить все загадки массового вымирания видов. Они подчеркивают, что в наши дни прослеживается та же опасная тенденция: сжигание ископаемого топлива приводит к подкислению мирового океана еще более быстрыми темпами, чем это происходило в пермском периоде. Согласно недавнему отчету Всемирной метеорологической организации текущая скорость повышения кислотности океана является максимальной за последние 300 000 лет.

Исследование опубликовано в журнале Science, коротко о нем сообщает издание Nature.