Генетики: викинги были примерными семьянинами

Генетики выяснили, что жены викингов принимали активное участие в процессе колонизации новых земель.

Исследователи из университета Осло в Норвегии в ходе ДНК-анализа выяснили, что викинги вопреки сложившейся о них славе пиратов и захватчиков, были преданными семьянинами, возили с собой жен и детей, выращивали зерновые и налаживали торговлю.

Предыдущие подобные исследования доказывали, что викинги, колонизируя новые земли, захватывали местных женщин и делали своими женами. Для опровержения этой теории норвежские биологи во главе с Эрикой Хагельберг (Erika Hagelberg) провели масштабное исследование. Они изучили найденные на территории Норвегии 45 скелетов викингов, датируемые 796-1066 годами. Их интересовала митохондриальная ДНК — вид ДНК, наследуемый по материнской линии. Этот генетический материал древних викингов ученые сравнили с аналогичным ДНК 5191-го современного европейца из разных частей Европы, а также с ранее изученными образцами 68 средневековых исландцев.  Выяснилось, что материнская ДНК древних норвежцев и исландцев практически аналогична той, что встречается у современных североатлантических народов: шведов, шотландцев, англичан. Но наиболее тесно древние норвежцы связаны с современными жителями Оркнейских, Шетландских и Шотландских островов, которые расположены вблизи Скандинавии.

«Похоже, что женщины викингов играли более значительную роль в колонизации, чем считалось ранее, — комментирует результаты археолог и сотрудник Музея культурной истории из Осло Ян Билл, — Очевидно, что когда они эпизодически грабили корабли, то семей с ними не было. Но когда захватнические походы стали регулярными, то в какой-то момент они стали путешествовать вместе с семьями». «Это открытие опровергает представление, сложившееся о викингах в XIX веке как о налетчиках и грабителях, — рассказала соавтор исследования Эрика Хагельберг, — Они основывали поселения, растили зерновые культуры, и торговля для них была очень, очень важна». Исследование о викингах опубликовано в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B, коротко о нем сообщает Live Science.