Человек вместе с микроорганизмами своего дома образует единую экосистему

Американские ученые проследили взаимосвязь микробов, живущих в наших домах, с хозяевами этих домов — нами.

«Мы знаем, что некоторые микроорганизмы могут влиять на вес, на неврологическое состояние, — говорит Джек Гилберт из Чикагского университета, ведущий автор работы. — И мы хотели бы знать, откуда эти бактерии берутся».

Клетки нашего тела больше микробных клеток в десять раз. Каждый раз, когда мы дышим, чихаем, кашляем, мы вносим в себя или оставляем вокруг микроорганизмы. Мы теряем клетки кожи, трогаем поверхности и большую часть этих действий совершаем у себя дома. Несмотря на это, обывателям и науке до сих пор очень немногое известно о взаимодействии между микробами нашего тела и микрообитателями наших домов.

Чтобы пролить свет на этот вопрос, Гилберт и его коллеги сопоставили микробные «подписи» семи человеческих семей, в том числе трех находившихся в процессе переезда. Семьи приехали из разных частей США и были представителями разных национальностей и социально-экономических слоев. Всего в проекте «Микробиом дома» приняло участие 18 человек, три собаки и одна кошка.

В течение шести недель участники эксперимента собирали образцы со своей кожи, кожи домашних животных и в домашней среде, на поверхности мебели, дверных ручек, полов, выключателей и столешниц. Всего было собрано более 1000 образцов. Затем команда секвенировала генетический материал этих образцов и выделила более 21 000 различных микробных видов.

У каждой семьи оказалась своя собственная микробная «подпись», по которой можно было практически провести идентификацию. Если семья переезжает, эта «подпись» быстро распространяется по всей жилой площади, подавляя уже существующие микробы. Например, одна из семей в процессе переезда временно останавливалась в гостиничном номере. Всего три часа потребовалось для того, чтобы микробы заселили номер: новый дом стал напоминать старый по микробиологическому составу менее чем через 24 часа после переезда.

Неудивительно, но чаще всего микробы передаются через контакт рук с дверными ручками, выключателями, кухонными счетчиками, а также через контакт ног и пола. Образцы с пола оказались наиболее разнообразными у всех семей. Наименьшие микробные различия обнаружились между людьми, находящимися в тесном контакте (например, у пар или у родителей и маленьких детей). Большая разница обнаружилась у родителей и детей-подростков.

Маленькие дети, а также люди, чья кишечная микрофлора была подорвана применением антибиотиков, могут легко перенимать микробы других. Домашние кошки — особенно хорошие «доноры» микробов. Кстати, Гилберт и его жена в свое время завели собаку, так как ее присутствие в доме снижает склонность к аллергии.

Гилберт утверждает, что по микробной «подписи» дома с легкостью можно рассказать, сколько человек живет в этом доме и каковы отношения между ними. Например, он описал случай, когда изучал дом, в котором пара сдавала комнату мужчине. Благодаря анализу микробных образцов из разных частей дома исследователи смогли сказать, что двое мужчин пользовались одной ванной комнатой, а женщина пользуется другой — затем этот факт испытуемые подтвердили.

Теоретический анализ микробиома дома может быть использован для обнаружения новых отношений и раскрытия обмана партнера. Если база данных микробиомов каждого человека будет создана, микробная «подпись» может однажды стать аналогом отпечатков пальцев для идентификации преступников, сообщает «Вести.ru».

Indoor Microbiome Animation from BioBE Center on Vimeo.