Деньги туристов повредили знаменитый памятник Петру

 

Туристы, посещающие Петропавловскую крепость, наносят серьезный урон памятнику Петру Великому, бросая в него мелочь, заявила хранитель фонда скульптуры Государственного музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Щербина.

 

«Монеты, которые бросают туристы на постамент статуи, становятся серьезной проблемой. Они наносят ущерб бронзе, от них под влиянием дождя и снега остаются ржавые пятна, зеленеет защитная пленка — патина, предохраняющая материал от порчи. Это может привести к тому, что потребуется вмешательство реставраторов, которое за 25 лет ни разу еще не потребовалось. Дворники сметают эти монетки, но туристы продолжают их бросать, не подозревая, что тем самым портят памятник», — приводит слова Щербиной ТАСС.

Статуя Петра — один из самых фотографируемых объектов Петропавловской крепости, и именно ее популярность, по словам хранителя, создает наибольшие риски для ее сохранности.

«Много лет у туристов бытовала привычка фотографироваться на коленях у статуи Петра, и иногда на статую забирались одновременно целыми группами. Это вызывало тревогу музейщиков и озабоченность горожан, привыкших к более серьезному отношению к памятникам, от них стали поступать обращения. Два года назад вокруг статуи было поставлено ограждение, с тех пор забираться на нее стали реже, но появились две новых традиции, также небезопасные для скульптуры», — сказала Щербина.

Первая из этих традиций — монетки на постаменте, вторая связана с придуманной в народе приметой о том, что если потереть по очереди мизинцы на обеих руках бронзового царя, то непременно придут успех и богатство. В результате натертые до блеска пальцы статуи выделяются на общем темном фоне патины и блестят на солнце, но защитный слой, по оценкам музейщиков, пока не поврежден.

Памятник Петру I был подарен городу Михаилом Шемякиным в 1991 году. В преддверии дня рождения царя, отмечаемого 9 июня, статуя была установлена на главной аллее Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты. Ее прообразами послужили хранящиеся в Эрмитаже посмертная маска Петра и его знаменитая «восковая персона», созданные итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1725 году. Статуя работы Шемякина даже повторяет позу восковой копии императора — он сидит на троне, положив руки на подлокотники. Однако петербуржцы, привыкшие к «Медному всаднику», не сразу приняли произведение искусства конца ХХ века, и вокруг нового памятника велись ожесточенные споры. Особенно смущали публику необычные пропорции фигуры царя: при естественном размере головы, достаточно точно представляющей подлинную внешность Петра, туловище и конечности сильно вытянуты, их длина увеличена в полтора раза, что, по мнению некоторых критиков, придает скульптуре гротескный характер и делает ее восприятие противоречивым.

«Сегодня можно сказать, что эта скульптура, а статуя работы Шемякина является не памятником Петру, а скорее парковой скульптурой с памятным значением, вполне вписалась в ландшафт Петропавловской крепости и стала его частью, хотя разговоры о нем продолжаются», — считает Щербина. По ее мнению, в наши дни люди воспринимают эту скульптуру как артефакт, связанный с Петром, к тому же расположенный рядом с Петропавловским собором, где он похоронен, и экскурсоводы обязательно показывают ее туристам.

Считается, что автором идеи создания статуи Петра I по его посмертной маске был Владимир Высоцкий, который был другом Шемякина. Работа над статуей велась восемь лет. Отливка была выполнена в США. В Петропавловской крепости памятник предложил установить Анатолий Собчак, тогда занимавший пост председателя Ленсовета. Скульптура была установлена 7 июня 1991 года, за два дня до 319-й годовщины со дня рождения Петра I и за несколько дней до референдума, на котором ленинградцы приняли решение о возвращении городу исторического имени Санкт-Петербург.

1
Читайте также