Этап 5. Монголия
  • 17 ноября 2016
  • 1
9–11 ноября. День 31–33. Алтай — Каракорум — Улан-Батор

 

О достопримечательностях древней столицы Монголии и гостеприимстве ее жителей. На пути нашей экспедиции — песчаные бури и снежная поземка, и все это за каких-то три дня.

 

9 ноября. День 31. Алтай — Баянхонгор

Сегодняшний день встречает нас настоящей зимой: пурга и температура в –10 °С недвусмысленно намекают, что «летний» этап экспедиции остается позади.

 

 

Путешественнику на заметку

На территории Хангайских гор в северо-восточном направлении от административного центра аймака находятся горячие источники, обладающие целебными свойствами. Температура воды в них — примерно +50 °С. У нас же — жесткий тайминг, нам не до джакузи.

 

 

 

Сегодня на пути нашей экспедиции предполагался глубокий брод, к которому все экипажи морально готовились. На деле оказалось, что брод пересох, а обслуживающая его целая тракторная деревня фактически опустела. Оставшиеся на улице двигатели и запчасти, омываемые песчаной секущей бурей, наверняка уже не доживут до следующего сезона.

 

Еще в течение светового дня, что в нашей экспедиции редкость, приезжаем в следующую точку нашего маршрута — город Баянхонгор, где нас угощают монгольским овощным супом и хушурами, неким подобием наших чебуреков.

 

 

Пройдено за день 395 км.

 

 

10 ноября. День 32. Баянхонгор — Хархорин

 

 

От юго-западной до центральной части Монголии простираются земли аймака Баянхонгор, образованного в 1941 году, с административным центром в одноименном городе. Город разительно отличается от картинки предыдущих дней экспедиции, бороздившей самые малонаселенные районы Монголии. Северные районы аймака занимают Хангайские горы, покрытые лесом, а к югу от них простирается равнина, на которой расположены многочисленные соленые озера. Низменность примыкает к Гоби-Алтайскому хребту, за которым находится основная территория пустыни Гоби.

 

Движение колонны вне цивилизации становится более ритмичным, а «сантехнические» остановки определяются по желанию, а не по возможности. На одной из таких остановок удалось поймать всех участников пятого этапа.

 

 

По пути из Баянхонгора в Хархорин есть знаковое для Монголии место — памятный комплекс, посвященный самым быстрым лошадям в истории. К слову, в каждом аймаке ежегодно проводятся скачки. Для этого размечают дикий участок монгольской степи, а на гонки съезжаются участники из всех аймаков. Лошади в Монголии если не священные животные, то уж точно объект для почитания.

 

 

Наши же Amarok, преодолевшие на данный момент 10 000 км в условиях казахского бездорожья, узбекской пыли, таджикских и киргизских горных перевалов, чувствуют себя превосходно.

 

 

На землях следующего по маршруту аймака Уверхангай, в долине реки Орхон, расположен город Хархорин (Каракорум) — административный центр одноименного сомона (сомон — наименьшая административно-территориальная единица в Монголии. — Прим. ред.). С 1220 по 1260 год здесь располагалась столица Монгольской империи. В 1234 году дворцы и кварталы оружейников окружили крепостной стеной. В тот период Каракорум являлся основным местом, где хан на время походов оставлял свою семью. Территория столицы являлась еще и центром производства вооружения для монгольских войск. Сюда прибывали правители покоренных стран на поклонение, здесь утверждали дату начала новых завоевательных походов. Кстати, происхождение слова Каракорум связано с наименованием здешних горных возвышенностей и в переводе означает «черный камень».

 

После завоевания Монголией Китая, в 1260 году, столица из Каракорума была перенесена в Ханбалык (ныне Пекин). Развенчанный город переживал пожары и разорения, пока окончательно не был разрушен минскими войсками в 1388 году. Удивительно, но феникс восстал из пепла — благодаря халхасскому хану Абатаю. Тот в 1586 году приказал напротив того места, где ранее находился Каракорум, построить буддийский монастырь — первый в Монголии. При строительстве использовали материалы, оставшиеся на пожарищах и развалинах Каракорума. Сейчас монастырь Эрдэни-Зуу — одна из главных и древнейших достопримечательностей города.

 

 

 

 

Путешественнику на заметку

Если вы интересуетесь историей, вам наверняка понравится новый музей, открытый по соседству с монастырем. Здесь в макетах восстановлен быт местных жителей XIII века, здесь же вы сможете приобрести и качественные монгольские сувениры из кожи и меха.

 

 

 

В завершение дня мы посетили еще одну достопримечательность Каракорума — торчащий из земли и окруженный оградой каменный фаллос высотой около метра. Располагается он под дозорной горой Чингисхана в 20 минутах ходьбы от монастыря Эрдэни-Зуу. Направлен фигурный камень к лощине, которая, по уверению местных жителей, имеет форму женского лона. По одной из легенд, бездетная женщина должна посидеть на этом фаллосе, молясь о рождении у нее детей, и проблема волшебным образом разрешается. По второй — каменная статуя установлена у стоявшего некогда поблизости мужского монастыря в назидание монахам, чтобы те занимались молитвами и усмирением плоти, а не сбегали ночами в соседнее поселение.

 

 

Вечер дополнился калорийным ужином и колоритным национальным горловым пением.

 

 

Пройдено за день 351 км.

 

 

11 ноября. День 33. Хархорин — Улан-Батор

 

Ранний выезд в путешествии, как правило, сопровождается умопомрачительными картинками. Вот и сегодня предлагаю вам насладиться рассветом вместе с командой пятого этапа экспедиции.

 

 

А чтобы пополнить впечатления, по пути в столице Монголии заезжаем на примеченный организаторами заранее 30-метровый песчаный бархан. Здесь же нас застает начинающаяся снежная буря, что добавляет эпичности и без того брутальным Amarok.

 

 

День в Улан-Баторе быстро сменяется ночью, а из Москвы вылетает рейс с участниками шестого, заключительного этапа «Транс-Азиатской экспедиции».

 

Пройдено за день 361 км.

Комментарии
ЮРИЙ ПЕТРОВ
0
На одном дыхании пересмотрел весь путь экспедиции от Астрахани до Улан-Батора,здорово! С нетерпением ожидаю дальнейших сообщений. Казалось бы суровый край на всем протяжении экспедиции,но везде по своему красиво и по разному живут люди. Автомобили и фото супер!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.