Этап 3. Киргизия
  • 7 ноября 2016
  • 0
27–30 октября. День 18–21. Бишкек — Каракол — Нарын

 

Никогда не замерзающее высокогорное озеро Иссык-Куль, сумасшедшие пейзажи так и не покоренного Тянь-Шаня, и озеро, которое питают 17 рек, — приключения команды Amarok продолжаются.

 

 

27 октября. День 18. Бишкек

 

Сегодня у нас нет необходимости вставать в 6 утра и преодолевать очередной 500-километровый отрезок пути — выходной (а также пересменка участников третьего и четвертого этапов). Но и валяться без дела никто не будет. Нужно отмыть наши пикапы от корки дорожной грязи, заправить баки, основные и дополнительные, закупить продуктов на предстоящие вынужденные полевые обеды, связаться со всеми встречающими на маршруте и совершить много других, на первый взгляд незначительных, но совершенно необходимых действий. К техническому состоянию Amarok претензий никаких, нужно лишь отогнуть примятую защиту под днищем и снять не отстегнувшиеся на глубоких канавах брызговики.

 

 

Сегодня у нас нет необходимости вставать в 6 утра и преодолевать очередной 500-километровый отрезок пути — выходной (а также пересменка участников третьего и четвертого этапов). Но и валяться без дела никто не будет. Нужно отмыть наши пикапы от корки дорожной грязи, заправить баки, основные и дополнительные, закупить продуктов на предстоящие вынужденные полевые обеды, связаться со всеми встречающими на маршруте и совершить много других, на первый взгляд незначительных, но совершенно необходимых действий. К техническому состоянию Amarok претензий никаких, нужно лишь отогнуть примятую защиту под днищем и снять не отстегнувшиеся на глубоких канавах брызговики.

 

К слову, наши боевые экипажи не зря названы именами великих русских исследователей-путешественников. Так, очищая машины от осколков породы, встречавшейся нам на пути, мы вспоминали Ивана Мушкетова, давшего имя нашему третьему экипажу. Именно он в конце XIX века занимался геологоразведкой этой местности — от Памира до Тянь-Шаня, от Ташкента до Бишкека. За путешествия в Среднюю Азию Академия наук наградила Мушкетова премией, а Русское географическое общество присудило ему в 1880 году высшую награду — большую золотую медаль.

 

Что ж, все в порядке, автомобили готовы принять новых участников «Транс-Азиатской экспедиции».

 

 

28 октября. День 19. Бишкек — Каракол

 

 

Столица Кыргызстана Бишкек с населением почти в миллион человек, по одной из теорий, называется в честь героя Бишкек-батыра, а по другой — в честь потерянной в этих краях одной красавицей «бишкека», палки для взбивания кумыса. Наверное же, название было дано русскими офицерами-топографами, которые неправильно услышали имя города и так его и зафиксировали.

 

В обновленном составе мы выдвинулись в сторону озера Иссык-Куль. Конечно, дорога в 200 км не дает заскучать — вокруг начинают сменяться пейзажи горных массивов Тянь-Шаня. Горы в Киргизии радуют глаз из любой точки страны, ведь они занимают 95% ее площади.

 

Сегодня наш маршрут проходит по ущелью Боом, главной дороге из Бишкека в Каракол и одной из самых живописных местностей на территории страны. Вся долина здесь покрыта зелеными лугами, а по склонам ущелья растут еловые леса. В сочетании с ледниками, покрывающими горные хребты, все это производит неизгладимое впечатление.

 

Вообще, киргизы — лучшие пастухи, и умение пасти скот у них передается по наследству. Здесь у пастухов и животноводов получается разводить, пожалуй, самый крупный рогатый скот в мире. Известный путешественник Семенов-Тян-Шанский в конце XIX века во время экспедиции по Средней Азии оказался первым исследователем, увидевшим собственными глазами громадного горного барана Тянь-Шаня кочкара — животного, которое зоологи считали полностью вымершими еще со времен Марко Поло.

 

 

Следующее на пути — Иссык-Куль (по-киргизски «горячее озеро»), второе по величине после Каспия соленое озеро в мире. Оно расположено на высоте 1609 м в окружении заснеженных горных вершин, но никогда не замерзает. Район Иссык-Куля был неизвестен западному миру до тех пор, пока русские исследователи, такие как, например, Семенов-Тян-Шанский, не побывали здесь с экспедицией. Напротив, на Востоке об этих местах было известно издревле. Об озере писал еще китайский путешественник Чжан Цзянь, побывавший на Иссык-Куле в 128 году до н. э.

 

Иссык-Куль славится теплыми песчаными пляжами, термальными радоновыми источниками, альпийскими лугами, хвойными лесами паркового типа.

 

Киргизы именуют озеро Иссык-Куль не иначе как «жемчужина Тянь-Шаня». В 2004 году правительство объявило озеро национальным достоянием. Мы же просто остановились здесь на полевой обед и небольшую фотосессию.

 

 

Недалеко от города Каракол заезжаем отдать дань памяти Николаю Михайловичу Пржевальскому — одному из первых русских ученых-географов, начавшему детально изучать географию, флору и фауну стран Центральной Азии. За свои выдающиеся достижения и вклад в изучение региона Пржевальский был избран действительным членом Русского географического общества, а также членом Российской академии наук. В 1888 году он умер от брюшного тифа накануне своей пятой экспедиции в Центральную Азию и был похоронен на берегу озера Иссык-Куль. Лошадь Пржевальского, открытая ученым как дикий вид, в натуральную величину — очень компактная и домашняя.

 

 

Именно в честь Николая Михайловича назван наш первый экипаж.

 

Следующая точка нашего маршрута Каракол — лучшее место для прибрежных исследований и трекинга. Город привлекает спортсменов, путешественников и альпинистов со всех континентов своими живописными горными ландшафтами. Дорога активно обустраивается китайскими строителями: полотно меняется на цементно-бетонное, и дорога от Бишкека до Каракола, местного горнолыжного курорта, постепенно превращается в скоростное шоссе. На данный момент готова примерно половина пути, так что, думается, через пару-тройку лет путь будет занимать не больше пяти часов против девяти сегодняшних.

 

Пройдено за день 483 км.

 

 

29 октября. День 20. Каракол — Нарын

 

Сегодня экспедиции предстоит сразиться с высотными перевалами Барскаун и Арабель. Всю прошлую ночь в горах шел снег,  поэтому выезд из отеля был назначен на шесть утра, и ровно по запланированному «таймингу» мы услышали зычную команду руководителя экспедиции Алексея Симакина: «По машинам!»

 

 

Городок Каракол, расположившийся в восточной части озера Иссык-Куль, мы проскочили насквозь еще до рассвета, познакомившись только с жителями его окраин — киргизскими пастухами. Путь лежит к перевалам Барскаун и Арабель, расположенным на высотах 3819 м и 3839 м над уровнем моря. 

 

Дорога до высоты около 3600 м поддерживается в идеальном состоянии — насколько так вообще можно выразиться про грунтовую дорогу. Серпантин ежедневно очищается, разравнивается грейдером, поливается и утрамбовывается. И неспроста: наверху работает канадский завод по добыче золоторудных пород. Однако дорогу не спешат асфальтировать, поскольку запасы золотой руды в этих краях подходят к концу.

 

 

Последние 300 м до высшей точки перевала превращаются в настоящее сражение с природой: головной Amarok пускается на полном ходу по направлению, где когда-то была дорога на перевал, в снежную целину метровой глубины. Через несколько десятков метров пикап, повисающий на днище, подкапываем и стаскиваем лебедкой на необходимое для нового разгона расстояние. Через час плясок с лопатами выезжаем на пологое место и решаем надеть цепи на все автомобили. Здесь участникам экспедиции приходится обучаться новому навыку — обращению со внедорожными цепями. В боевых условиях, с развивающейся горной болезнью и коченеющими на морозе пальцами, цепи растягиваются по колесам, застегиваются тяжелые стальные замки. Продолжаем движение.

 

 

На пятом часу битвы руководитель экспедиции принимает решение разворачиваться и идти в объезд. Алексей руководствуется золотым альпинистским правилом: не поднялся до двух часов дня — возвращайся. Когда темнеет в горах, энтузиазм людей резко угасает и преодоление пути растягивается в разы.

 

 

Объезжать по дороге придется около 400 км. В обмен на неудавшееся восхождение мы вознаграждены умопомрачительными видами закатного Тянь-Шаня. А вытащив по дороге в Нарын свалившегося в кювет на ледяной корке автобус местного жителя, все равно выходим победителями.

 

Пройдено за день 572 км.

 

 

30 октября. День 21. Нарын — озеро Чатыр-Куль

 

 

Нарын возник как небольшое укрепление на торговых путях, которые вели из Восточного Туркестана (г. Кашгар) в Среднюю Азию. До XIX века как такового города в этой местности не было. Но с колонизацией Средней Азии царской Россией в 1868 году здесь был размещен русский гарнизон, и с этого момента начинается возведение города. Город расположен в 186 км от границы с Китаем, на пересечении автомагистрали Бишкек — Торугарт, по которой наша экспедиция движется до пограничного перехода. Сегодня нам предстоит подняться к перевалу Торугарт вдоль самой длинной реки Киргизии — Нарына. Кроме того, на северном склоне хребта Нарын-Тоо в прошлом веке был создан Нарынский заповедник, охраняющий горные ландшафты бассейна реки Нарын и их обитателей, в первую очередь маралов. Марал — один из подвидов благородного оленя, проживающего на территории Азии и Тянь-Шаня. В западной части заповедника находится отдельный питомник по разведению этих животных.

 

Путь на перевал проходит через плато с марсианским пейзажем и особым микроклиматом: здесь солнечные лучи растапливают снег, превращая его во множество рек, впадающих в озеро Чатыр-Куль.

 

 

На подъездах к озеру приходится преодолевать броды. Небольшие реки замерзают и становятся ловушкой для автопутешественников. Один из Amarok проваливается под лед так, что экипаж, зажатый во льдах, не может открыть даже двери. Как раз в таких ситуациях на помощь приходит сплоченная команда: кто-то берет в руки лопаты, а кто-то связывает автомобили тросом в цепочку, чтобы «заякорить» экипаж с лебедкой.

 

Чатыр-Куль — одно из самых больших озер в Аксайской долине Кыргызстана, его глубина составляет 16,5 м.

 

Около 17 рек впадают в озеро, но только одна из них постоянна — Кекягур. Чатыр-Куль в переводе с киргизского означает «небесное озеро». Палаточный лагерь решаем разбить в предгорье, на берегу озера, поближе к границе, ведь завтра предстоит непредсказуемое по времени прохождение киргизско-китайской таможни. Ночь предстоит холодная, около –10 °С. Разводим костер и исследуем процесс горения кизяков — единственного доступного в этих местах топлива.

 

 

Пройдено за день 306 км.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.