Этап 1. Россия. Казахстан. Узбекистан
  • 21 октября 2016
  • 3
13–15 октября. День 4–6. Аральское море — Хива — Бухара

 

«Транс-Азиатская экспедиция» Amarok продолжается. За три дня пройдено 1000 км пути, пересечено дно Аральского моря и пройден старый город Хивы и Бухары. Команда «Моей Планеты» и Volkswagen Amarok — в Узбекистане. 

 

 

День 4. Аральское море — Муйнак — Хива

 

Сегодня мы стали свидетелями удивительной хрупкости природы и невероятных масштабов человеческой жадности.

В 40-е годы XX века СССР начал амбициозный проект по забору воды на орошение хлопковых полей из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в экологическую катастрофу. Сегодня количество воды в Арале составляет примерно четверть от первоначального объема. Когда море отступило, берега стали высыхать и разрушаться, превращаясь в причудливые каньоны. Если отвлечься от трагичности истории этого пейзажа, окружающие формы завораживают.

 

 

Именно здесь в полной мере показывает свой характер интеллектуальный режим off-road наших Amarok. Автомобиль самостоятельно выдерживает скорость на спусках и блокирует дифференциал при пробуксовке. Мягкость и понятность его работы оценили даже «акулы пера» известных автомобильных изданий, путешествующие в составе команды первого этапа.

 

 

Сейчас Западный Арал похож на мощный химический реактор. В условиях аномально высокой солености — в некоторых частях моря она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря — около 300 г/л) — происходит выпадение на дно карбонатов кальция и магния, гипса и мирабилита. Еще одна серьезная проблема — заражение сероводородом. Сероводородная зона занимает почти половину всего Западного Арала. Газ заполняет практически всю нижнюю толщу воды и залегает всего в 10-20 м от поверхности. Концентрация его в Аральском море в десять раз больше, чем в Черном. Помимо этого, в середине некогда полноводного моря находился остров, названным именем Возрождения. И именно на нем Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, чумы, тифа, оспы, а также токсин ботулизма проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Теперь остров соединился с материком. Это совершенно мертвое пространство, здесь нет даже птиц. Команде экспедиции предстоит преодолеть 150 км этого ада, по бывшему дну Аральского моря.

 

 

 


 

Путешественнику на заметку:

Когда соберетесь повторить наш маршрут на таком же подходящем для него автомобиле, обязательно запаситесь сменными фильтрами: воздушным и салонным. На отмели Аральского моря скопилось много пестицидов от орошаемых в конце прошлого века хлопковых полей, и теперь песчано-соленые бури разносят этот отравляющий коктейль на десятки километров. Поменяйте фильтры через 100 км после Муйнака.

 


 

 

Следующая точка нашего маршрута — когда-то процветавший рыболовецкий город Муйнак. На месте бывшего порта сейчас — памятник Аральскому морю. Раньше здесь был памятник Великой Отечественной войне, но его перенесли в центр деревни. Место было выбрано не случайно. Во время войны здесь был причал, откуда призывников отправляли на фронт. Их собирали по окрестным деревням и на баржах везли в Аральск, откуда после трехмесячной подготовки посылали на Сталинградский фронт. Матери солдат пытались сопровождать баржи на лодках, некоторые тонули в шторм.

 

 

Как рассказывают очевидцы, первый раз море отступило в 1962 году — сразу на 30 м. Люди были поражены, но они еще не представляли, что море может уйти на 180 км. Наиболее предприимчивые от безденежья принялись резать корабли на металлолом, но вскоре власти приставили сюда сторожа — защищать имущество.

 

 

Охранник с удовольствием находит «свободные уши» и пускается в эмоциональный рассказ на узбекском, из которого улавливаются только неприличные слова и что-то про фашистов. Единственный, кто смог его понять, — наш телеведущий Тимур Султанов, отец которого родился в Узбекистане. Со слов Тимура, рассказ был о том, что «русские ушли, бросили нас, и вот, смотрите, что произошло, — море высохло».

 

По виду Муйнак остался в 70-х. Здесь почти не появляются новых машин, ослы — самый выносливый транспорт. Грунтовые воды уходят, предприятия не работают, город постепенно пустеет.

 

 

Отправляемся дальше и примерно через 100 км упираемся в автомагистраль. Нам налево, еще 260 км до Хивы, в предвкушении рукотворной красоты и хоть какого-то позитива.

 

Пройдено за четвертый день 532 км.

 

 

14 октября. День 5. Хива — Бухара

 

 

Сегодня члены команды проснулись в отеле Orient Star в древнем городе Хива, каждый — в своей келье. Да-да, именно келье — раньше это великолепное здание принадлежало медресе, где обучались молодые мусульмане.

 


 

Путешественнику на заметку:

Хива — главный туристический город Узбекистана. В отличие от Самарканда, здесь все достопримечательности сконцентрированы внутри Старого города, за пределы которого турист может не выходить.

 


 

В списке ценностей общечеловеческого значения город занимает особое место, как один из важных центров на Великом шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала свое 2500-летие. К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул города-музея.

 

 

На дальнем плане виден минарет Кальта-Минар (короткий), он был задуман как самый большой на мусульманском Востоке (диаметр основания — 14,2 м). Высота должна была составлять 70–80 м, а диаметр — уменьшаться с высотой, что сделало бы минарет более прочным. Но строительство остановилось на 29 м. По одной версии, минарет не закончили из-за смерти хана, по другой — строитель сбежал, испугавшись того, что его хотят убить.

 

 

Ичан-Кала — имя, которым принято называть сохранившийся до наших дней внутренний город древней Хивы, знаменитой своей архитектурой и историей. Возводимые в течение столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в своеобразный город-памятник, город-заповедник, которым он стал официально с 1968 года. Ичан-Кала признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Если вас интересуют сувениры — в Хиве с их выбором проблем не будет.

 

Глиняная стена высотой от 8 до 10 м окружала Ичан-Калу много столетий тому назад. Она была сделана из самана (кирпича, высушенного на солнце, размером 40 х 40 х 10 см). Основание стен относится экспертами к V веку. Глину для строительства брали в 2 км от города, на территории Говук-куль; сейчас там есть большое озеро.

 

 

Но стоит отойти немного в сторону от стены, как начинается обычный узбекский город.

 

Вся группа первого этапа в сборе. Завтра — Бухара, заключительная точка этапа. Когда еще получится собрать всех в кадр?

 

 

Дорога от Хивы до Бухары — международного туристического значения, и строят ее немцы по технологии для жарких стран, отливая из бетона специальной машиной со скоростью 5 км в день. Из 400 км построили уже 280. Дорога через пустыню на Amarok ничуть не утомила — пикап за счет прочной рамы и приличной колесной базы сглаживает все мелкие неровности, превращая дальнюю поездку по трассе в полет бизнес-классом. Ну или своим, частным авиарейсом.

 

Пройдено за пятый день 458 км.

 

 

15 октября. День 6. Бухара

 

Заключительный день первого этапа решили сделать пешеходным и заодно отмыть наших «волков» от пыли казахских степей, плато Устюрт и Аральского моря. А в то время, как купают наших «коней», мы прогуляемся по Бухаре — городу, которому  2500 лет. Здесь пересекались торговые «шелковые» пути и город не раз становился лакомым куском для захватчиков.

 

 

Если ищете лучший вид на старый город — стоит остановиться в гостинице Minorai-Kalon с отличной террасой и видом на все достопримечательности. Это единственное доступное место, куда можно подняться в Старом городе, поскольку вход на минарет закрыт.

 

 

После многочисленных нашествий, смены правителей, ханств и государств Бухара активно строится заново в конце XIV – начале XV века (столицей тогда был Самарканд). При Улугбеке город обогатился зданием нового медресе, и только в XVI веке вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. Архитектуру этой эпохи мы наблюдаем сегодня.

 

 

Один из бухарских сувениров — специальный кулинарный штамп для знаменитых узбекских лепешек. Изначально был только один вид — окружность, но предприимчивые бухарцы сделали из такого простого приспособления уникальный сувенир на любой вкус. Ножи — тоже визитная карточка местных мастеров. Правда, в них нужно разбираться, чтобы отличить сувенирный экземпляр от, вероятно, менее красивого, но более практичного клинка.

 


 

Путешественнику на заметку:

Попробовать настоящий узбекский плов стоит именно в Бухаре. Пока ходите по Старому городу — ищите дверь с номером 21. Здесь вы точно не разочаруетесь.

 


 

 

Как известно, за продуктами лучше ходить на сытый желудок, поэтому сразу после плова мы отправились на рынок за узбекскими сладостями, чаем и специями. Именно это раньше возили по Великому шелковому пути в Европу — привезем и мы.

 

На автомобилях пройдено за шестой день 15 км, пешком — столько же.

Комментарии
victor che
2
Был в этих местах 2 года назад. Так вот вместо Арала на территории Узбекистана образовалось огромных размеров озеро Айдаркуль, где узбеки начинают развивать туристическую инфраструктуру. Оно находится севернее Самарканда, и на картах 30-летней давности его нет.Размеры таковы, что противоположный берег не виден.  Местные уверены, что именно сюда через какие-то подземные каналы ушла вода из Арала(орошаемое земледелие, конечно тоже сыграло свою роль). Ведь реки Сыр-Дарья и Аму-Дарья никуда не делись .А орошение или обводнение полей здесь применяется тысячу лет. Поэтому причины пересыхания Арала не только потому, что отбирали воду на поля, но и более глубокие. На орошение уже давно воду не берут, но Арал почему-то не восстанавливается..Никто не хочет глубоко разбираться, легче всего свалить на прошлую власть.
Владимир Кручинин
Полностью согласен. Аналогичная ситуация с Каспием. Дельта мелеет и зарастает лотосом, отчего мелеет ещё интенсивнее.
Дмитрий Николаевич
А каким образом можно принять участие в такой поездке?
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.